Сейчас я держу в руке так называемую аудио кассету. Современные дети могут вообще не знать, что это такое и что с этим делать.
Данный дизайн и форма носителя информации настолько пропечатался в историю музыки, что многие музыкальные приложения, сервисы и прочие элементы оформления в них, выглядят в виде значков этих старых, забытых многими аудио кассет.
У меня сейчас есть солидная коллекция таких кассет, которая досталась от друзей, родителей и так же, мои собственные покупки. Так уж получилось, что с выходом новых носителей для музыки, все наши аудио кассеты постепенно перекочевали в пакеты, да коробки и отправились на долгое хранение. Они лежали в шкафу, потом на чердаке и избежали путёвки на помойку. Хотя, некоторая часть была выброшена по недосмотру.
Есть ли сейчас какой то смысл держать их и не выбрасывать? Скорее всего, нет. Разве, что для истории и личных домашних музеев, не только аудио, но и компьютерной техники. Потому, что на данных кассетах хранилась, как аналоговая, так и цифровая информация, для некоторых компьютеров.
Аудио кассета с магнитной пленкой, это такой необычный по преимуществам и недостаткам и изменчивый по своей сути формат носителя информации. О Кассетах многое можно вспомнить, рассказать и показать.
Устройства для воспроизведения аудио кассет назывались магнитофонами, магнитолами, кассетниками, кассетными деками, музыкальными центрами.
У меня все ещё остались несколько таковых, вполне рабочих и так же, есть те, что слегка требуют ремонта. Таких тоже хватает.
Есть даже варианты с цветомузыкой. Как, например, вот этот китайский экспонат на фотографии. Такие были особенно модны в те давние времена.
Так же, кассеты воспроизводились вот такими компактными, карманными плеерами. Из-за них, вероятнее всего, ценились особо большие карманы у одежды для меломанов.
Так как музыка во все времена является очень модным увлечением, в те годы, многие покупали себе магнитофоны максимально интересные по внешнему виду. ставили в них много батареек и шли хвалиться друзьям.
Главное было взять с собой аудио кассету с максимально модным на то время исполнителем и ты "король двора" и местный "повелитель дискотек".
Батарейки, как сейчас, так и в те времена были дорогим удовольствием, по этому их заряд тратился строго на воспроизведение музыки. Аккумуляторы малых размеров, на тот момент не существовали, а может просто не были такими доступными по стоимости. По такой причине задачи перемотки аудио кассет возлагались на собственную физическую силу рук, карандаша в них или шариковой ручки. Отверстие в аудио кассете которое создано для вала мотора, идеально подходило под размеры ручек и шестигранная форма тоже идеально совпадала.
Коллекции аудио кассет выглядели красиво. Музыку тогда можно было не только послушать, но и увидеть и потрогать. Красивые обложки, которые иногда можно было разворачивать, сейчас уже такого нет.
Сейчас, всё в цифре, отключи интернет или электричество и ничего не останется. Преимуществом магнитной пленки, по сравнению с её предшествующими форматами носителей музыки и звука, была возможность записи с любых источников, в домашних условиях.
Можно было подключить микрофон к магнитофону или переписать запись с одной кассеты на другую. Правда эта самая запись проходила в реальном времени, то есть, одна кассета воспроизводится, а вторая в это время записывается. Нужно было присутствовать и следить.
Запись лучше было осуществлять с полностью убавленной громкостью или хотя бы, на минимуме громкости магнитофона, иначе, воспроизводимая при записи музыка, создаст шумы на записанной копии кассеты и звук будет грязным.
После осуществления звукозаписи, кассету можно было защитить её от повторного стирания или перезаписи, если выломать в нижней её части заглушки углублений.
Лицензионные кассеты, чаще всего продавались без таких заглушек, сразу же, можно сказать с защитой от случайных стираний. Но это все решалось заклейкой данных углублений каким либо прочным материалом, чаще всего это делалось лейкопластырем, потому что он очень хорошо держался. скотчем или изолентой, потому, что она дешёвая.
Тут ещё при перезаписи было важно подобрать одинаковые по длительности пленки кассеты, то есть и по времени воспроизведения. Иначе запись могла оборваться неожиданно, по причине, что пленки записываемой кассеты не хватило или наоборот на катушках осталось бы свободное место, которое пришлось бы чем то заполнять.
Если этого не сделать, то после того, как песни закончились, кассету пришлось бы мотать вперед, что бы потом перевернуть другой стороной.
Магнитная пленка была достаточно прочна, но вероятности повредить её у магнитофонов было много. И это происходило. Бывало так, что магнитофон или плеер при определенной неисправности "зажевывал" пленку, наматывал на свои валики и ролики. После этого она становилась мятой и играла плохо, а в более худших случаях рвалась.
Если пленка разрывалась близко к концу записи, что часто случалось при перемотке, то можно было просто разобрать кассету, вытащить фиксатор пленки из ролика и протянуть в него целую часть пленки убрав оторванный кусок и кассета после этого выглядела как новая. Если пленка рвалась где то посередине, то её обрезали по диагонали и склеивали при помощи лака для ногтей. Если пленка заминалась на большом участке, то этот участок так же вырезали диагональными срезами и склеивали. Запись, конечно от этого страдала, немного, но любимую кассету хоть как то можно было спасти)
Особенностью непостоянства записей на кассете было и то, что каждый мог слышать музыку и голос исполнителя в разной скорости. У кого то устал мотор магнитофона, а где то в плеере, быть может, сели батарейки и он медленнее крутил пленку чем обычно.
Где то из за загрязнений ролики затормаживались или резиновый пассик совсем ослабел. А где то наоборот, быстрее воспроизводилось из за высохших конденсаторов или других причин.
Точного голоса своих любимых исполнителей мы и не знали особо. Реальной скорости воспроизведения песни тоже. Бывало, что подобные искаженные песен на кассетах, прям в таком виде перезаписывались и все эти дефекты воспроизведения оставались на записи навсегда, а при повторном копировании к ним могло добавиться ещё, что то новое, подобное. В результате получалась такая грязь, которую непросто было слушать.
Но не только музыкой ограничивалось использование аудио кассет. На них ещё можно было записать компьютерные программы. Мало у кого из нас были такие компьютеры, но все таки, часть людей этими устройствами владела. В основном это были клоны компьютера ZX Spectrum. Выгружать такую программу с аудио кассеты в компьютер - долгое занятие, так как для этого, тоже требовалось все проводить в реальном времени и контролировать процесс.
Что мы слушали на аудио кассетах и что нам продавали?
В основном, альбомы популярных на тот момент исполнителей. Чаще всего можно было увидеть пиратские версии, записей сделанные, практически в домашних условиях.
Я помню как покупали кассеты "Арии", Алисы, Гражданской обороны, "Короя и шута", "Сектора газа". слушали матерные сказки "Красной плесени" в моде был блатняк и шансон.
По телевизору рекламировались экспресс курсы изучения иностранного языка по методу какой то Илоны Давыдовой. Ни разу их не слушал, но видел такие кассеты у родителей моих друзей.
Мало кто из нас знал, что аудио кассеты отличались по качеству магнитной пленки. Существовало 4 типа пленки
- Tipe 1- Первый тип - пленка покрытая оксидами железа. самая дешёвая и обеспечивающая посредственное качество записи с множеством шумов. Самые распространенные.
- Tipe 2- Второй тип - Более хороший вариант лент. Пленка содержащая в своем составе диоксид хрома.
- Tipe 3- Третий тип - У нас в стране такой тип лент редко встречался. Можно сказать являлся смесью первого и второго типа. Использовал Слой железа который был дополнительно покрыт оксидом хрома.
-Type IV - Четвертый тип - Самые качественные, можно сказать лучшие по виду используемой пленки и соответственно дорогие кассеты. лента в них имела покрытие из чистого металла (Pure Metal) за что их прозвали "железными" не только в народе но и сами производители на корпусе кассеты писали (Metal).
Использовались такие аудиокассеты, как правило, на качественной аппаратуре. Их редко можно было купить на рынке.
Из моего окружения и я в том числе вообще об этом не задумывались. Чаще мы смотрели на марку производителя аудио кассеты, что конечно было не совсем правильным подходом к делу.
Советские кассеты MK не особо мне нравились по внешнему виду. Хотя качество их пленки тоже было различным. Невзрачный, непрозрачный корпус, чаще всего черного или белого цвета с бумажной наклейкой на нем, выглядел печально. Чуть больше уважением пользовались TDK, BASF, или Maxell.
Чаще всего, мы оценивали качество аудио кассет только по их марке производителя и не обращали никакого внимания на тип пленки. Мы просто не знали об этом ничего, а информацию найти было очень трудно. Проверить её достоверность, ещё труднее. Покупные же кассеты чаще всего никак не маркировались и определить на них производителя и тип пленки, зачастую было очень сложно.
На моё удивление все это вполне у нас продавалось и встречалось у друзей, когда мы обменивались записями. Но больше всего почему то уважали известные марки такие как Sony, Samsung или Panasonic. Они даже стоили дороже, хотя каких либо объяснений или причин для этого я не вижу. Тут, вероятно, сработал маркетинг и реклама. А на качество пленки, как я уже выше упоминал, мы не особо тогда смотрели, все оценивали поверхностно.
А ещё я помню, что чем больше длительность аудиокассеты и размеры катушек в ней, тем тяжелее было старым, изношенным и дешёвым магнитофонам её крутить. Кассеты длительностью в 120 минут иногда воспроизводились медленнее, а иногда просто ритмично щелкали механизмом магнитофона и стояли на месте. Немного помогала перемотка до середины, после чего она начинала все таки крутиться.
А ещё стойки и боксы от аудио кассет мы использовали под картриджи от игровой приставки денди. Они держались не так плотно как коробки кассет. Даже немного болтались но хранить было вполне удобно.
Самым большим плюсом магнитной пленки, наверное, является то, что запись на ней аналоговая, а значит звук как был записан, на неё, так и содержится на магнитной пленке без внесения изменений со стороны логики аппаратуры. Все мелкие детали и промежуточные варианты, которые цифровая запись усредняет до известных её логике и подводит под заданные в неё параметры хранения информации, на пленке хранятся в неизменном виде, за что аудио кассеты все ещё и ценятся многими меломанами "аудиофилами" Этот звук называют "живым", настоящим, естественным звуком. В то время как цифру многие обзывают мертвым звуком, или даже мертвой музыкой. Хотя я лично не отношусь так же, предвзято к этому вопросу.
Тут уж каждому свое. Надо признать, что формат себя изжил и нашел замену в более удобных носителях с цифровой записью, сначала в виде Compact Disk, которые имели в своих предках похожие носители, но с аналоговой записью под названием Laser disk. Позже, все перекочевало в онлайн сервисы и на флешки.
Но сегодня разговор не о них. Остались ли у вас ещё коллекции аудио кассет или может магнитофоны для них, кассетные деки? А может даже и карманные кассетные плееры?
Слушаете ли вы записи на аудио кассетах или все это ушло в прошлое?
Возможно, вам интересно будет посмотреть мои виниловые проигрыватели, электрофоны и о том как я возился с виниловых пластинках. Рассказ об этом находится вот тут
Если желаете слушать музыку в машине то вероятно вам будет полезна вот эта тема