Современному человеку мысль, что король или королева могут в силу своего венценосного статуса лечить болезни, в наше время может показаться более чем наивной. Но именно королевский статус в глазах людей прошлого был поводом для таинства «королевского прикосновения» - практики, используемой на протяжении многих веков в Европе.
Обычай исцеления королевским прикосновением имеет давнюю историю, в большинстве своей связанную с монархами Франции и Англии. Можно представить, как в богато украшенном зале собирается толпа в лохмотьях: эти люди больны, изъедены туберкулезным аденитом, который иначе называют «золотухой». Они пришли просить помощи короля, которому приписывают неземную силу. Могло ли «королевское прикосновение» избавить их от напасти?
I. Французские чудеса.
“Золотуха” – это заболевание, характеризующееся главным образом хроническим увеличением и дегенерацией лимфатических желез. Она особенно поражает лимфатические узлы шеи и связан с паразитическими бациллами, которые могут быть туберкулезными или нетуберкулезными. Она часто передается через непастеризованное молоко.
Изображения жертв недуга дает неприятно яркое представление о том, насколько уродующим может быть это состояние. В прошлом “золотуха” иногда приводила к летальному исходу. Она способна привести к слепоте. В настоящее время, в зависимости от типа, её можно лечить, обычно успешно, медикаментами от туберкулеза, антибиотикfами или хирургическим вмешательством.
Ритуал исцеления от недуга прочно укоренился при дворе Франции – веками короли лечили возложением рук на людей, пораженных болезней. Историки не пришли к единому мнению относительно происхождения этой практики, которая очень древняя. Менее рассудительные возносят этот обычай аж к эпохи меровингского короля Хлодвига. Они расценивают эффект как прямое следствие святого помазания, из которого франкские короли могли черпать приписываемую им чудесную силу. Вот как сообщается об этом факте из рукописей Сен-Реми:
«Первое знакомство с этим чудом произошло в лице оруженосца Хлодвига по имени Ланисет. Этот господин, безуспешно использовал всевозможные средства, чтобы вылечиться от “золотухи”. Отчаяние заставило его покинуть двор, чтобы скрыть свое уродство. Узнав о таком решении, Хлодвигу пришло ночью ведение, что он осторожно прикасается к заращенному Ланисету и, когда его кровать была освещена ярким светом, болезнь уходила, не оставляя никаких шрамов. Король, вспомнив вскоре об этом видении, захотел попробовать это на следующий день со своим оруженосцем. К ране его он прикоснулся, и не без эффекта, ибо при этом боли утихли, а язвы совершенно зажили.»
По мнению Мюрье, именно Сен-Реми посоветовал королю прикоснуться к Ланисету. Но нет ничего менее доказанного, чем эти домыслы.
Когда-то в монастыре Корбени, расположенном в шести лье от Реймса, хранились мощи святого Маркуля (V век), добродетель которого внушала большое доверие людям, страдающим золотухой. Надо заметить, что и короли Франции имели традицию сами призывать покровительство этого святого, чтобы подготовиться к церемонии прикосновения к золотухе, последовавшей за совершением коронации. Так отправлялись они из Реймса в Корбени для поклонения святому.
Первые явные сведения об исцелениях от “золотухи”, которые мы находим в истории, относятся к эпохе правления короля Робера II Благочестивого, правившего с 996 по 1031 год. Сына Гуго Капета проявлял ангельскую доброту к больным, а христианское милосердие позволяло ему преодолевать все отвращение, которое могло вызвать состояние тех, кого он посещал. Робер не боялся приближаться к несчастным людям, покрытым язвами. Он якобы исцелял их сам, одаривая их духовными наставлениями и утешениями. Король много раздавал милостыни. Говорят, что он исцелил некоторых, перекрестив их.
Мы также знаем из свидетельств Гвиберта, аббата Ножана, жившего при Людовике VI (1108-1137), что Людовик, как и Филипп I, его отец (1060-1108), прикасались к больным. Но из-за какого-то события Филипп лишился дара исцеления, которым он с радостью пользовался. Сын же Людовик обрел его и передал своим преемникам: «Король Людовик, наш сир, обычно творит чудеса; он исцеляет больных “золотухой” с отметинами на шее или в каком-либо другом месте, прикосновением и крестя; находясь рядом с ним, я видел, как подбегали больные, и способствовал, как и другие люди в его свите, сдерживание толпы».
Прикосновение стало настоящим институтом при Людовике IX Святом (1214-1270), который практиковал его каждый день после мессы. Надо сказать, что монарх глубоко набожен – первую брачную ночь он провел в молитве, а во время своего правления активно боролся с азартными играми и проституцией. Еще одно его любимое дело — омовение ног прокаженным...
По-видимому, в момент ухода из жизни некоторые короли даже учили наследников методу совершения этого чуда милосердия, взывая к совести и сердцу. Так, по словам дю Тийе, «Филипп Красивый, приближаясь к смерти, вызвал короля Людовика Сварливого, своего старшего сына. Обучив его, как прикасаться к больным, обучив его святым и благочестивым словам, которые он привык произносить, прикасаясь к ним. Король проповедовал приверженность к святости, чтобы быть убедительным, на примерах Писания доказывал сыну, что Бог не слышит слышит порочных и через них не совершает никаких чудес.»
Утверждают, что Филипп VI Валуа (1328-1350) якобы вылечил тысячу четыреста несчастных. В те времена больные “золотухой” люди появились в очень большом количестве. Когда король отслужил мессу, приносили вазу, полную святой воды. Монархи, помолившись перед алтарем, касались больных правой рукой и омывали их. Больной в течение девяти дней после омовения строго постился. Именно такая церемония практиковалась при Карле VI (1380-1422), как сообщает Этьен де Конти, монах, бывший современником короля.
Не только в Реймсе - во Франции короли пользовались этой благочестивой привилегией. Карл VIII (1483–1498) прибегал к таинству прикосновения в своей экспедиции в Италию. Говорят, что Франциск I ( 1515–1547) совершил чудесные исцеления в Мадриде во время своего плена. Писатель Жак Буассар, утверждал, что это врачевание перестало действовать со времен Генриха II (1547–1559). Но его утверждение не имеет твердого основания. Известно, кто короли продолжали практику в XVI веке и в последующие века. Карл IX (1560-1574) также прикасался к большому числу заболевших “золотухой” людей в Бордо.
При этом таинство проводилось с разной периодичностью. Людовик XI прикасался к больным раз в неделю. От Клода де Сейселя можно узнать, что Людовик XII “без лицемерия и притворства, после примирения с Богом через исповедь (...) семь или восемь раз в год, в то же время прибегал к благодати (...) излечения золотухи, как это делали другие короли Франции, его предшественники.”
Охотно практиковал обряд и Генрих IV, в немалой степени для утверждения легитимности власти Бурбонов. А его сын соблюдал протокол с раннего возраста. Людовику XIII было около десяти лет, когда он совершил свое первое «прикосновение» - в день своей коронации в 1610 году. Действо происходило в толпе людей, «в которой было девятьсот с лишним пациентов с эскуэльями». Современник событий восхищался мужественным отношением молодого короля, который «четыре раза отдыхал, но мало, помогал себе только один раз. Он немного устал от работы, но никогда не хотел этого показывать.»
По мере институционализации ритуала толпы больных опасно разрастаются: люди доходят до того, что имитируют недуг, чтобы рассчитывать намилостыню, подаваемую золотушным. Они приезжают из всех провинций королевства и даже из-за границы.
Королевское прикосновение на время прекратилось во Франции в век Людовика XVI. Вместо того, чтобы отправиться время в Корбени, святые мощи святого Маркуля возили в аббатство Сен-Реми в Реймсе. Вот как Людовик XVI послал письмо монахам Корбени в письменной форме:
«Дорогие и возлюбленные, мы надеялись отправиться в монастырь Сен-Маркуля после церемонии нашей коронации и совершить паломничество по примеру наших королей-предшественников, традиционно для дела благочестия; но Руй д'Орфей, интендант нашей провинции Шампань, подойдя к нам, чтобы сообщить нам от имени провинции, что дороги непроходимы и переход через реку небезопасен. Мы хотели пойти на молитвы провинции о неудобствах поездки.
Однако, не желая пропустить ни одного богослужения, совершаемого по этому случаю, мы хотим и приказываем, чтобы святыня мощей святого Маркуля была перенесена в церковь аббатства Сен-Реми де Реймс со всеми надлежащими церемониями, как это делалось в другие времена; уведомляя вас, что мы отправимся туда 14-го числа этого месяца, чтобы выполнить все обряды благочестия и милосердия, практиковавшиеся королями, нашими предшественниками. Ибо таково наше удовольствие.»
После того, как оно проводилось в Реймсе 11 июня 1775 года, прошло пятьдесят лет забвения такой практики. Император Наполеон, будучи рукоположен папой 2 декабря 1804 года в соборе Парижской Богоматери, упразднил исцеление от “золотухи”. Наполеон I, как и Кромвель, защитник республики, пришел ко мнению, что ему необходимо вспомнить о привилегиях королевской семьи. И даже больше. В итоге сам возложил себе на голову корону Карла Великого. Если на определенных коронациях он захочет остановиться, это будет зависеть от императора Карла Великого. Но из церемонии коронации, детали которой он продумывал со всей тщательностью, было исключено большинство деталей из монархического ритуала прежних веков.
Сменивший императора король Людовик XVIII правит, не придерживаясь крайностей старых королевских традиций. Когда Карл X был коронован в Реймском соборе 29 мая 1825 года, церемония излечения от “золотухи” состоялась вновь. Она меньше места в торжествах по случаю коронации, конечно, собрав там меньше людей.
На следующий день после коронации, как сообщает Александр Ленобль в своем «Relation du Sacre de Charles X» (1825 г.), «в сопровождении дофина, дофина, герцогини Беррийской, принцесс Орлеанских, герцога Орлеанского, длинной свиты и с большим составом, король отправился в больницу Сен-Маркуля, где Его Величество, произнеся молитвы в часовне, поднялся в большую палату, где находилось около 120 больных, пораженных “золотухой”... Его Величество прикасался к ним, говоря: «Король прикасается к вам, Бог вас исцелит», а дежурный капеллан раздавал им милостыню».
Фактически, в 1825 году многовековая традиция и закончилась – Карл X оказался последним монархом, совершавшим ритуал. Должны ли мы думать, что он действительно верил, что обладает силой исцелять их, как помазанный Христом, и, как писали и повторяли все историки коронации, посредством исключительной благодати?
II. Английские чудеса.
Вне Франции излечения монархами простых людей также имела место быть. Разные страны даровали разные сверхспособности властителям. Так, короли Испании были наделены властью изгонять демона, вселяющегося в одержимых, а правители Востока боролись желтухой.
Непосредственно через Ла-Манш практика уже экспортирована давно. Легендарное соперничество между французами и англичанами заставило два королевства соревноваться даже на поприще чудес - в способности излечения от той же “золотухи”. С XII века в Англии происходят такие же обряды: золотуху тут прозвали “королевским злом”.
Первым британским монархом, прикосновение которого, как утверждалось, проявляло целебную силу, мог быть англосаксонский король Эдуард Исповедник (1042–1066). Он якобы ввел ритуал «королевского зла». Эдуард Исповедник, будто бы прикоснувшись к больным, повелел содержать их за королевский счет до тех пор, пока они не излечатся.
И все же в Англии первые явные свидетельства королевского чуда прикосновения относятся к периоду правления Эдуарда I в конце XIII века. Якобы именно в XIII веке такое содержание пациентов было заменено пожертвованием монархом монеты, вероятно, пенни, каждому пациенту. На протяжении веков, и особенно после Реформации, природа этой практики менялась. Как ни странно, ее расцвет пришелся на конец XVII века, в то время, когда было основано Королевское общество и когда такие люди, как Ньютон, Харви и Гук, закладывали основы эмпирической науки.
Церемонии прикосновения носили по сути религиозный характер — действительно, порядок службы был напечатан в “Книге общей молитвы”. Король мог коснуться двухсот или трехсот больных за один день. В Лондоне банкетный зал в Уайтхолле был часто местом действия таких церемоний.
Одного за другим пациентов ставили на колени перед королем. Он прикасался, а часто и гладил, их шеи, в то время как капеллан зачитывал слова Христа своим ученикам: «возложат руки свои на больных, и они исцелятся» (Марк 16:14). Это действие было окружено религиозным ритуалом из молитв и чтений. Пациентам давали специально отчеканенную золотую, которую часто носили на шее, чтобы предотвратить болезнь.
Золотой ангел— монета, название которой связано с ее использованием в королевских церемониях исцеления. Он был введен в чеканку английских монет в 1465 году, но считается, что он не использовался в этой связи до правления Генриха VII (годы правления 1485–1509). Название происходит от его рисунка, изображающего архангела Михаила, побеждающего дракона, сцены из библейской книги Откровение. Этот образ и чистота золота придают монете особый резонанс.
После получения королевского прикосновения пациенту давали ангела. В монете делали отверстие и пропускали через неё ленту, которую монарх вешал на шею в качестве дополнительного средства предупреждения болезни. Поскольку ангел был сделан из золота и весил около 5 г, его использование в качестве амулета представляло собой ценный подарок.
Эта практика продолжалась до 1642 года, когда выпуск ангелов прекратился, а из-за Гражданской войны Карлу I пришлось использовать небольшие серебряные монеты в качестве амулетов для пациентов, которым он оказывал королевское прикосновение.
Во время правления Кромвеля в качестве лорда-протектора лечебные прикосновения полностью прекратились - пациенты ездили во Францию, чтобы получить «прикосновения» от изгнанного сына казненного Карла I, или использовали ангелов из более ранних церемоний.
После Реставрации монарха в 1660 году Карл II быстро восстановил лечебные прикосновения. В 1660–1664 годах из-за отсутствия подходящего сенсорного элемента он использовал для этой цели иностранные золотые монеты и монеты предыдущих монархов, таких как Карл I и Яков I. А в 1665 году были выпущены специальные сенсорные монеты из золота, по дизайну напоминающие старинную монету «ангел».
***
В XVII веке «королевское зло» было широко используемым термином для обозначения болезни “золотухи”. Но это было нечто большее, чем просто болезнь: это было место, где ортодоксальная медицина столкнулась с формой магии и где политическая целесообразность шла бок о бок с религиозной верой.
Именно во время правления Карла II золотуха достигла масштабов эпидемии. Самым эффективным лечением считалось «королевское прикосновение», пережиток средневековья. За 25 лет правления короля он возложил руки примерно на 100 000 своих английских подданных в ходе тщательно продуманных церемоний исцеления. Учитывая, что население Англии в то время составляло около пяти миллионов человек, это соответствует двум процентам населения. Страдающие от болезни приезжали даже из Нового Света и России.
Хотя выздоровление редко было мгновенным, очень мало свидетельств того, что кто-то впоследствии жаловался на то, что лечение вообще не имело никакого эффекта. С нашей точки зрения XXI века мы можем предположить, что, возможно, болезнь переходила в ремиссию сама по себе, или за это был ответственен психосоматический процесс. Однако при Стюартах в Англии чудесные возможности короля, которые в тот период использовались исключительно для лечения “золотухи”, воспринимались как нечто само собой разумеющееся, как факт жизни.
Карл II был физически беспокойным человеком, ему легко было скучно, и ему постоянно не хватало денег. Он, как известно, порой неохотно занимался делами государственными. Тем не менее, на протяжении всего своего правления он час за часом сидел на своем троне, серьезно слушая бормотание молитв своих капелланов и прикасаясь к шеям кто подданных, преклонивших перед ним колени. Почему Карл II придавал такое большое значение ритуальному исцелению больных?
Церемонии конечно были одним из немногих способов утвердить свой уникальный королевский статус. Ритуальное исцеление было способом укрепить квазисакральный статус монархии. Король был помазанником Божьим, и поэтому у него были особые отношения с божеством. Какой лучший способ показать, что Бог на его стороне, чем чудесные исцеления? Сам Христос совершил такое чудо. Это было то, чего не могли сделать ни парламент, ни защитник Кромвеля.
В 1650-х годах (когда он еще не вернулся в Англию) предприимчивые английские купцы выступали в качестве “турагентов”, собирая партии пациентов и доставляя их королю в изгнании. Другая причина – пожалуй, главная – заключалась просто в том, что на чудо существовал огромный спрос.
У популярности “королевского прикосновения” была более широкая теологическая подоплека. Большинство людей в конце XIII века верили в активного, личного Бога, который был слишком готов наказать грешников. Болезнь часто рассматривалась как наказание за грех – не обязательно собственный, но и всего общества. Бог через короля отпускал грехи и лечил болезни. К счастью, распущенность нравов Карла в его личной жизни не была для этого препятствием: существовало различие между монархом и мужчиной.
Возможно, Карл II проводил ритуальное исцеление потому, что его подданные ожидали от него этого. Или как королевский маркетинговый ход, сознательная стратегия укрепления бренда Стюартов, авторитету которого был серьезно подорван казнью Карла I. Или, будучи королем, он искренне верил, что Бог даровал ему и его предкам способность и обязанность исцелять своих подданных. Или, возможно, это была бездумная комбинация всех причин.
Племянница Карла, королева Анна, стала последним английским монархом, пригибавшим к этому церемониалу. Королева Анна вновь ввела эту практику во время своего правления (1702–1714), и для ее церемоний были выпущены специальные золотые амулеты, но количество людей на этих церемониях было намного меньше, чем во времена правления Карла II. В 1711 году младенца Сэмюэля Джонсона привезли в Лондон, чтобы его тронули за королевское зло. Но, как позже записал Босвелл, лечение не помогло.
Смерть Анны в 1714 году ознаменовала конец этой королевским прикосновениям в Англии, хотя, учитывая их предполагаемую целебную силу, амулеты прошлых продолжали циркулировать среди больных и в последующем. Интересно, что некоторые потомки королей из династии Стюарты - претенденты на британский престол - продолжали лечебные прикосновения в различных странах своего проживания (Шотландия, Франция и Италия) вплоть до конца XVIII века.