Редкая удача – разговорить во время интервью Джона Дикона. Но некоторым журналистам это все-таки удавалось. Яркий тому пример две статьи разных лет, где в той или иной степени раскрывается характер музыканта. Первое интервью (1985 года) было посвящено созданию Джоном музыкальной студии, а второе (1986 года) вышло сразу после триумфального выступления Queen на «Live Aid». Предлагаем эти публикации вашему вниманию.
Интервью 1985 года.
Это интервью с Джоном и Генри Крэлланом, основателями студии Miloco, которая много лет базировалась в лондонском районе Хокстон. Крэллан, помимо работы звукоинженером, сотрудничал с транспортной компанией Эдвина Ширли, которая перевозила массивное оборудование Queen во время мировых туров (включая Южную Америку в 1981 году). Имя Крэллана можно встретить в аннотациях к некоторым концертным альбомам Queen, таким как «Live Killers», «Live Magic» и «Live at Wembley '86».
Свой проект Джон и Генри задумали в 1983 году и основали студию в следующем году. Этому и было посвящено данное интервью.
Заметки на полях: Свое название Miloco Studios получила в честь Майло Миндербиндера, одного из персонажей знаменитого романа Джозефа Хеллера. Несмотря на некоторые успехи, к 1990 году Джон Дикон потерял интерес к делам студии, а потом и вовсе передал управление Крэллану. Вскоре «Milo» объединилась с несколькими лондонскими корпорациями – The Garden и Orinoco Studios, после чего новый большой проект стал называться Miloco Studios. Сейчас в её филиалах, базирующихся в Греции, Испании, Италии, Германии и США, работают такие звезды, как Адель, Эния и The Chemical Brothers.
«Джон Дикон из Queen и музыкант и инженер Генри Крэллан не так давно основали новую студию звукозаписи Miloco, в Северном Лондоне. Она является частью комплекса с другими дизайн-студиями, а также некоторыми смежными предприятиями. Именно здесь мы и встретились с Диконом и Крэлланом, бывшим клавишником группы Кевина Айерса, которые в данный момент налаживают свой бизнес.
Это ваше первое участие в коммерческой деятельности студии?
Джон Дикон: «Да, для меня это так. В качестве группы мы сотрудничаем c Mountain Studios уже довольно много лет, но в отличие от многих крупных британских групп, где у отдельных участников есть свои собственные студии дома и тому подобное, никто из нас по-настоящему не занимался этим раньше, не видел "внутреннюю" кухню студии. Мы с Генри начали обсуждать этот проект около двух лет назад».
Генри Крэллан: «Мы знаем друг друга около восьми лет. Раньше я работал с транспортной компанией Эдвина Ширли и участвовал в нескольких турах Queen, у которых тогда была репутация совершенно особых предприятий, каковыми они действительно были. В течение трех лет я руководил концертным отделом в компании Ширли и участвовал в дальнейших турах Queen, в том числе в Южной Америке. Построить студию было моей давней мечтой. И я обсудил все с Джоном во время поездки в Японию. Я думаю, все пошло оттуда».
Как Mountain Studios справляется с новыми тенденциями?
Джон Дикон: «В Монтре мы начали записываться несколько лет назад, когда налоги в Великобритании были довольно высокими. Это была инвестиция, которую мы сделали всей группой. В основном этой студией руководит Джим Бич (менеджер Queen), и мы вчетвером в действительности не имеем к ней особого отношения, хотя мы там записывались, и Роджер реализовал в ней много своих сольных проектов.
Постепенно мы начали понимать, что заниматься групповыми инвестициями довольно трудно, поскольку у каждого из нас есть свое собственное представление о том, чем он хочет заниматься. Мы действительно стали рисковать и делать больше вещей индивидуально, в отличие от времен, когда мы работали как Queen 52 недели в году. Сейчас мы фактически замедлили темп нашей работы, что дает нам шанс и время поработать над другими проектами.
Мне всегда нравилось находиться в студии, нравилась вся сторона этого бизнеса – я изучал электронику в колледже, и мне очень хотелось продолжать учиться. Вот почему у меня в доме появились 16-дорожечные машины, которые стали первым шагом к созданию студии. Именно благодаря этому мы с Генри начали этот проект. Генри сказал, что хочет построить студию и я ответил, что у меня есть некоторое оборудование, которое больше подходит для студии, чем для спальни…»
Журнал Bizz, статья 1986 года.
Здесь Джон Дикон рассказывает о работе Queen над саундтреком к фильму «Горец», об атмосфере внутри группы, о творческих и личных взглядах участников на происходящие тогда события.
В 1985 году единственной работой, которую выпустили Queen, стал сингл «One Vision». С чем это связано?
Джон Дикон: «Как правило, после выпуска альбома мы берем отпуск. Так было и после релиза "The Works". Обычно у нас всегда есть в запасе множество записей и совместной работы, после которой требуется отдых. У всех в группе есть собственные проекты, которые тоже требуют времени. Поэтому мы выпустили только один сингл».
Значит, это был период отдыха?
Джон Дикон: «Не совсем. У нас было несколько очень важных концертов. Мы выступили на "Rock in Rio", в Новой Зеландии, Австралии и Японии. Потом мы вернулись в Англию и выступили на "Live Aid". Это вряд ли можно назвать отдыхом» (Улыбается).
У Queen всегда очень много работы. Запись дисков, концерты и другие проекты…как вы справляетесь с этим?
Джон Дикон: «Мы и сами не знаем. На самом деле в последнее время у нас были серьезные внутренние разногласия. У каждого из нас есть свои собственные интересы и представления о направлении группы, что влияет на общую атмосферу здесь. Никто из нас не хочет, чтобы Queen распались, но иногда лучше находиться на расстоянии. Временами ситуация становится сложнее, поэтому каждый должен понимать, как организовать свое время. Когда Фредди сосредоточился на своем сольном проекте, я долгое время не мог ничего делать. Мне становилось скучно…»
Но вернемся к вашему синглу. Кажется, это стало результатом вашей работы на "Live Aid"?
Джон Дикон: «Возможно, с точки зрения написания…я не знаю…Я не был особенно сосредоточен на этом. Несмотря на то что авторами считаются все участники группы, на самом деле это были трое остальных».
Это не совсем обычно, не так ли? Вы всегда очень ответственно подходите к работе.
Джон Дикон: «В прошлом так и было, поскольку композиции были выдержаны в индивидуальном стиле».
Расскажите о планах группы на будущее.
Джон Дикон: «Планы на будущее? Сейчас мы не настолько организованны, как несколько лет назад, когда мы точно знали, чем будем заниматься в течение следующих месяцев. Мы планируем сделать саундтрек к фильму "Горец", нашему второму фильму, режиссером которого стал Рассел Малкэхи (он же снял несколько клипов Duran Duran). Фильм кажется очень интересным, и у него отличная визуальная часть. Здесь хороший сценарий и множество великих актеров, в том числе Шон Коннери и Кристофер Ламберт».
А потом будет следующий тур?
Джон Дикон: «После записи мы решим, что делать. На самом деле сделать это достаточно сложно, поскольку у каждого из нас есть свои собственные планы, и каждый в той или иной степени пытается перетянуть одеяло на свою сторону. Лично я думаю, что нужно отправиться в тур, особенно после реакции общественности на "Live Aid"».
Как вы относитесь к этой новой тенденции проведения благотворительных концертов? Нужно ли использовать музыку для решения политических вопросов?
Джон Дикон: «Я думаю, да. Боб Гелдоф начал это с создания сингла "Do They Know It's Christmas?" и после "Live Aid" ему удалось привлечь внимание общественности к решению политических проблем. Здорово, что "Live Aid" вызвал такую широкую реакцию в различных частях мира – беспрецедентное явление, которое помогло собрать много денег. Это хорошая возможность для музыкантов быть услышанными вне сферы музыки».
Queen приняли участие в нескольких благотворительных шоу. Вы действительно заинтересованы в этом?
Джон Дикон: «Да, но это никак не связано с нашей рекламой. Мы никогда не делали это ради саморекламы. В этом случае мы даже готовы пожертвовать некоторыми личными интересами ради благотворительности. Это то, с чем согласны все участники группы, несмотря на расхождения».
Каким проектам вы отдаете предпочтение?
Джон Дикон: «Многим человеческим проблемам, защите прав животных и других вещам такого рода. Я также поддерживаю инициативы по вопросам психического здоровья».
Как вы относитесь к ныне популярной тенденции широко использовать технику в музыке?
Джон Дикон: «Способы создания музыки изменились в последнее время, в основном из-за технического прогресса. Мне нравится отношение участников различных групп, которые нацелены на живое исполнение, на их желание использовать во всем этом самые новые технические достижения».
В последнее время участники Queen шли в разных направлениях, и даже ходили слухи о том, что на фоне сольной работы Фредди Меркьюри группа распадется. Как обстоят дела сейчас?
Джон Дикон: «Я думаю, что группа будет жить. Мы выпустили сингл и создаем музыку для фильма; мы работаем вместе, поэтому мы все еще группа, в отличие от той же The Police. Они продолжают говорить о единении в группе, но уже не записываются и не играют вместе».
Ходили слухи, что Queen не выступит во второй раз на фестивале "Rock in Rio" (здесь имеется в виду второй концерт на фестивале. – Прим. пер.). Как вы прокомментируете это?
Джон Дикон: (Удивленно) «Я не знал. Только читал в газетах о попытках изменить события в Сан-Паулу…Я не знаю, очевидно, трудно продвигать подобное мероприятие, участвовать во всем этом. Но в этом году нам действительно хотелось выступить там. Впервые здесь были особые условия, и это привлекло огромную аудиторию. Радует, что все прошло хорошо».
Бразильская пресса описывает это как историческое событие. Вы согласны с такой классификацией?
Джон Дикон: «Да, с точки зрения Южной Америки. И особенно Бразилии, потому что это было сделано для них. У нас была возможность посмотреть на это издалека, и мы подумали, что это событие международного значения».
Мне интересно, почему группа выбрала вас, когда мы попросили одного участника Queen для интервью…
Джон Дикон: «Потому что я волонтер (Смеется)…Я не был против этого».
Другие не любят интервью?
Джон Дикон: «Они дали их столько, что я не уверен, что это им по-прежнему нравится. Роджер особенно хорош в этом, и он довольно миролюбивый во время интервью».
Ваш новый клип "One Vision" очень приятно смотрится; он кажется лучше предыдущих – здесь вы просто показываете, как играете в студии.
Джон Дикон: «Мне нравится этот клип. Это действительно восстановило наши силы. Раньше мы делали некоторые клипы, которые были приняты не очень хорошо, поэтому было решено поменять концепцию. Мы решили сосредоточиться на живом исполнении и показать это в клипе. Поэтому во время записи песен мы установили камеры в студии. Это был весьма странный опыт. Я стоял в студии и все это снимали. Возможно, мы в некоторой степени решили следовать примеру The Beatles, которые сняли свой фильм "Let It Be". Но все прошло хорошо, и мы сделали это так, как предполагали. Клип также содержит сцены, которые снимались в течение нескольких недель в Лондоне, а также некоторые эпизоды из "Bohemian Rhapsody", которые мы сделали около 10 лет назад. В то время мы выглядели по-другому, и главная идея заключалась в том, чтобы воссоздать те позы и объединить изображения, чтобы показать все изменения, которые случились с нами за 10 лет».
Это, должно быть, трудно для вас, когда вы создали столько разных видео…
Джон Дикон: «Другим может быть еще хуже» (Смеется).
Но вам по-прежнему удается создавать что-то новое.
Джон Дикон: «Это тяжело, но мы ведь большая группа, поэтому должны каждый раз предлагать что-то другое. Но с музыкой еще труднее».