О том, что кошки – существа сакральные, знали ещё в Древнем Египте. Да, собственно, и в наше время фразу «Кошки – глаза космоса» можно считать вполне себе расхожей.
Однако у Ирины Алымовой, автора книги «Бабукошка», «хвостатая сущность» героини повести – это, можно сказать, нонсенс.
«И тут у бабули вдруг зашевелился воротник на куртке, и, к ужасу Федьки, прямо на глазах отросла вторая голова! Полосатая! С длинными усами и жёлтыми глазами».
Впрочем, шок у читателя проходит достаточно быстро.
Бабукошка – милая и добрая старушка, «зависать» с которой гораздо интереснее, чем рубиться в интернетовские игрушки. А вот это действительно шок! Особенно для современного мальчика. Но для Федьки (так зовут главного персонажа сказки) знакомство с Бабукошкой – это настоящее открытие и его личная Тайна с большой буквы.
Чем же «берёт» бабушка, чем приковывает к себе внимание – кстати, не только Федькино? Перелистывая страницу за страницей, ты и сам не замечаешь, как влюбляешься в этот образ, в эти «непричёсанные шерстяные петли» кофты Бабукошки, «пряди-облака» ее белых, как тополиный пух, волос.
Безусловно, магнетизм персонажа – это в первую очередь заслуга автора, но не будем забывать и о том, что только то современное, которое подпитано многовековой мудростью, опытом поколений и глубиной знаний наших прародителей, способно «зацепить» сердце читателя – так же, как и Федькино. Недаром вскоре оказывается, что Бабукошка – бывшая учительница, которая может справиться с любым домашним заданием, и Богиня Бастет в одном лице!
«Федька раскрыл тетрадку:
— Итак, внимание: поэтическая загадка номер два! Записано на слух: «Для начала дочку залатаю»!
Бабуля почесала затылок:
— Что это за дочки, которых надо зашивать? Полная белиберда. Хотя… Так точно! И бабуля торжественно выдала разгадку:
— Стихотворение «Утёс» Михаила Лермонтова:
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана…»
«Учительница по рисованию как-то показывала богов Древнего Египта. И Федя тогда понял, что Бабукошку в Египте звали Бастет. Это египетская богиня радости и веселья, которую изображали в виде женщины с головой кошки. Ну вылитая Бабукошка! И по радости и веселью тоже».
А сколько всего интересного происходит в жизни Федьки благодаря Бабукошке! Вспомнить хотя бы, как он знакомится со Златовлаской, борется за сахар в магазине, узнаёт, кто «тянет крысу за хвост», учится красить стены или вместе с бабулей отваживает Казимира Щепку от визитов по обмену квартиры.
Одним словом, повесть Ирины Алымовой – это настоящее удовольствие для гурмана-читателя, в том числе в силу красоты её языка и обволакивающей образности.
«В её глазах взошло солнце…
…вязаные руки раскрылись для объятия…
…жалобный писк сахара…
Бабуля отправила Феде упрямый совиный взгляд…
…угостила его внутреннего ёжика кексом…
…коврик тоже взъерошил свою ворсистую спину…»
И даже та милая небрежность, которую иногда позволяет себе автор, лишь «шлифует» его индивидуальный почерк, делая узнаваемым:
«Вместе они выбегали сейчас из класса после математики».
Вдруг вот такое прошедшее настоящее на фоне прошедшего времени.
Или:
«Из кухни доносилось равномерное шуршание, шевеление и напевы Бабукошки».
Казалось бы, сложно себе представить доносящееся равномерное шевеление, но ведь это так понятно!
В завершение приведу одну из финальных фраз сказки:
«И тогда Федя решил: Бабукошкой пора делиться».
Да, время делиться прекрасной книгой с читателем действительно пришло!
Валентина Юрченко, литературный критик.
#souzdetlit #союздетлит #рецензия на книгу #критика #детская литература #литература для детей