Найти тему

Что нельзя делать с детьми раннего возраста, или ошибки родителей

Оглавление
Картинка взята с сайта detkisuper.ru
Картинка взята с сайта detkisuper.ru

Вот у нас есть малыш в возрасте до трех лет. Он умненький, активный, любопытный, растет на радость маме, папе и бабушкам с дедушками. Но каждый взрослый может совершить ошибку. В этом нет ничего криминального, просто нужно найти эти ошибки и исправить их.

Разберем 12 ошибок, которые может совершить любой взрослый с маленьким человеком.

Ошибка 1. Бессистемность

Занятия с детьми можно сравнить со спортом. Некая Маруся хочет сесть на шпагат, но ее растяжка равна нулю. Ей тренер говорит: «Маруся, будем с тобой тянуться каждый день, и через месяц ты сядешь на шпагат». Маруся радостная выбегает из фитнес-клуба и в мечтах уже сидит на шпагате. Она приходит на первое, второе, третье занятие. Четвертое занятие пропускает, потому что на работе завал. На пятое занятие не приходит, потому что у подруги день рождения. Шестое занятие отменяет, потому что кошка рожает. И вот Маруся является на седьмое занятие, а мышцы и связки уже вернулись в первоначальное состояние. Тренер снова тянет Марусю четыре занятия, а потом Маруся опять пропадает по разным причинам.

В конце месяца наша спортсменка приходит и возмущается. Тренер-то ее обманул. Месяц прошел, а она так и не села на шпагат.

С занятиями с детьми то же самое. Чем ниже регулярность занятий, тем дольше вы будете топтаться на старте. Составьте расписание занятий и следуйте ему.

Ошибка 2. Подавление инициативы ребенка

Давайте представим ситуацию. Вы делаете домашние дела. Ребенок видит, как вы загружаете вещи в стиральную машину. Он начинает помогать вам. Ваши действия:

1. «Спасибо, мой пирожок. Ты такой помощник. Маме нравится, когда ты помогаешь».
2. «Пирожок, иди поиграй".
3.«Пирожок, я включила тебе мультики». («Можно быстро убраться и приготовить, пока он сидит за мультиками», - думает мама в этот момент).

Как бы вы ни ответили, я понимаю каждую маму. Особенно молодую маму, которая раньше видела детей только на детской площадке.

Если ребенок проявляет инициативу в любых делах, поддержите ее. Наш мозг довольно ленивый, а дети обладают не только ленивым мозгом, но еще и хитринкой. Если пару раз пресечь инициативу ребенка, то на этом она и закончится. Да, дети все делают не так, как нам хочется. Да, они медлительные. Но и мы когда-то были такими. Не ожидайте, что ребенок помоет пол как мистер Пропер. Устройте из этого веселую совместную деятельность. Как говорится, «отпустите ситуацию и наслаждайтесь процессом».

Ошибка 3. Запреты

Так сложилось, что меня везде окружают дети: в магазине все мамы с детьми встанут в мою очередь, в пустом вагоне метро группа детей будет сидеть вокруг меня, в кафе дети будут бегать вокруг моего столика, в самолете я обязательно буду сидеть в окружении детей всех возрастов. Не знаю, почему так происходит. Наверное, чувствуют, что я занимаюсь с детьми.

И вот я наблюдаю за ними, за их мамами, как они взаимодействуют друг с другом. К сожалению, я часто слышу в их разговоре «Паша, стой нормально», «Соня, дай я сама открою. Ты не умеешь», «Сева, сиди спокойно, тогда получишь конфету». Слышать это так печально. Ну они же дети. Они этот мир видели всего 2-3 года, это у вас огромный опыт и знания. Вам неинтересно прыгать через плитку, а для малыша это эксперимент, открытие, развлечение, которое он придумал сам. Ограничивая ребенка, мы ограничиваем его мыслительную деятельность, его инициативность. Это отразится на дальнейшей его жизни. Он будет сам себя ограничивать и всегда думать: «А можно?», «А точно это нужно?», «А у меня получится это?».

Постарайтесь поддерживать инициативу ребенка и объяснять ему свои запреты. Например, он пытается прыгнуть со спинки дивана. Не просто запретите ему это делать, а расскажите, к чему приведет этот прыжок. Можно даже показать картинку последствий. Это будет отлично. Ребенок увидит результат прыганий с дивана и в следующий раз задумается, а стоит ли ему это делать.

Ну и вместо запрещенного действия предложите ему альтернативу. С дивана нельзя прыгать, но мы будем прыгать вот так и вот так.

Случай из практики
Моему племяннику было 2 года. Мы вместе с ним готовили обед: он учился тереть морковь, резать помидоры, мешал макароны. И в один момент он захотел пальцем попробовать горячий гуляш, который еще стоял на огне. Мы с ним обсудили, почему нельзя в горячие жидкости засовывать свои маленькие пальчики. Посмотрели картинки ожогов, и желание засовывать пальцы в горячие жидкости у него отпало. Он потом всем рассказывал, как плохо засовывать пальцы в гуляш.

В этой ситуации ребенок видел последствия своих действий, и выбор был за ним. Малыш не был в жестких ограничительных рамках.

Ошибка 4. Отсутствие мотивации

Моя любимая тема. Сначала мы понимаем ребенка с полужеста, а потом удивляемся: «А что ж он не хочет повторять слово?». Эту проблему взрослые создают сами того не замечая.

Итак, как такое происходит. Крохотный человек сначала пытается назвать то, что он хочет. Взрослые не дожидаются слов, весело и задорно выполняют его просьбу. Ребенок второй раз пытается назвать предмет, и взрослый уже с полузвука выполняет просьбу. Что в этот момент происходит у малыша в голове:

я тыкнул пальцем → сказал непонятный набор звуков → мама все сделала. А если я в следующий раз просто тыкну пальцем?

Ребенок проводит такой эксперимент. Эксперимент завершается успехом, и ребенок переходит на жестовый язык. Всем это удобно.

Но в какой-то момент, чаще всего в возрасте 2,10-3 года, мама либо приходит к логопеду, либо пишет сообщение: «Пальцем тычет, говорить не хочет. Что делать?». Возвращать мотивацию в жизнь ребенка. Про мотивацию на занятиях я рассказала в предыдущей главе, а здесь хочу привести пример двух возможных вариантов, которые нужно ввести в привычку всем взрослым, которые общаются с ребенком.

  • Создавайте речевые ситуации. Об этом правиле я уже писала. Приведу пример подобной ситуации. Ребенок тычет в сок. Вы уже поняли, что он хочет, но сделайте вид, что ничего не понимаете. «Сынок, я не понимаю, что ты хочешь. Ты хочешь соль? Ты хочешь перец?» Перечисляйте предметы, которые стоят в окружении сока. Когда вы назовете 3-4 предмета, называйте нужный и вместе предложите произнести название этого предмета, аргументируя свою просьбу тем, чтобы в следующий раз быстрее найти его.
  • Рассказывайте вместе с ребенком эмоциональные события папе (бабушке, дедушке). Например, вы гуляли в парке и увидели белку. Сделайте из этого бурю эмоций, а по приходу домой расскажите папе эту историю. «Костик, давай папе расскажем, где мы сегодня были и кого видели. Мы гуляли где? В парке (вместе с ребенком). Кого видели? Белку (вместе с ребенком). Мы положили в руку орешки и кормили белку. Что мы ей говорили? Ешь, белка (вместе с ребенком). Она ела? Да (вместе с ребенком). Как она ела? (ребенок показывает).

Да, это долгий рассказ, но он того стоит.

Ошибка 5. Неправильная реакция на капризы

Самый страшный сон и педагогов, и родителей, когда ребенок все раскидывает и ничего не хочет делать. На этот случай у меня есть несколько лайфхаков.

  • Если ребенок капризничает, то мы переключаем внимание. К нам приходит Щекотун и начинает щекотать ребенка. Малыш забывает про капризы и продолжает нормально заниматься.
  • Если засвистели игрушки по комнате, то добрый логопед превращается в строгого.
Первый вариант: я объясняю ребенку, что так делать нельзя, игрушки могут сломаться, и я не смогу заниматься с другими детками.
Второй вариант: я вижу, что ребенок пытается продавить меня, разбрасывая все. Я предупреждаю, что задание ему придется выполнять заново и собрать все, что раскидал. Выбор не велик, поэтому он продолжает делать задание.
  • Если ребенок проверяет границы слезами, то я даю время поплакать, потопать, покричать. Так и говорю маленькому манипулятору: «Ты можешь минутку поплакать, покричать, потопать ногами, а потом мы продолжим заниматься». Секунд 10-15 ребенок выпускает пар, потом садится и делает задание.

Эти лайфхаки проверены на всех детях за мою семилетнюю практику. Не сработают они только в том случае, если ребенок уже знает границы дозволенного с вами. Например, знает, что если он сейчас горько заплачет, то мама ему и луну с неба принесет. И знает, что если он горько заплачет перед логопедом, то заниматься все равно придется, ведь его этим не возьмешь.

Остальные ошибки я описала в книге "Малыши: инструкция по применению. 300+эффективных и простых игр для развития речи, мелкой моторики и интеллекта". Ссылка здесь.

Читайте другие мои статьи:

Сценарий занятия с малышом на запуск речи

Настоящие причины детских бед

Ребенок не говорит: когда это норма