Сэм Сэвидж (1940-2019) — американский писатель и поэт. Окончил Йельский университет, где изучал философию. Жил в Мэдисоне, штат Висконсин. Прежде чем стать писателем, он работал механиком по велосипедам, плотником, ловцом крабов и оператором машины высокой печати.
Сэвидж является автором трёх романов. Первым стал роман в стихах «The Criminal Life of Effie O.», опубликованный в 2005 году с описанием «детская книга для взрослых». В 2006 году вышел роман «Фирмин. Из жизни городских низов» - мрачная и смешная история о крысе из книжного магазина, живущей в трудные времена. Третий роман - «Крик зелёного ленивца», опубликованный в 2009 году, является трагикомическим романом, который рассказывает о литераторе, чья жизнь скользит вниз.
«Стекло» стало четвёртым романом писателя, к тому времени уже 72-летнего, и этот роман тоже связан с писательским трудом.
Читать произведение нелегко, особенно первые страниц 20. Текст невероятно вязкий, как говорят, что вижу, о том и пою. Чуть позже, правда, стала понятна причина такой «вязкости» текста.
Повествование идёт от лица женщины, которая занимается писательским трудом. Писательницей её, пожалуй, не назовёшь, поскольку опубликованных произведений у неё нет. Скорее всего, это графомания, когда человек днями сидит за пишущей машинкой и описывает всё, что приходит ему в голову. Но за этой словесной шелухой постепенно вырисовывается собственно сюжет романа: Эдна (так зовут героиню) описывает своё обеспеченное детство, свою своенравную юность, встречу с будущим мужем, который тоже писал, причём, более успешно, чем Эдна – его книги публиковались. Жизнь под одной крышей двух писателей, двух творческих людей – это сложная штука, тем более, когда писательская судьба складывается у них по-разному. Пришёл момент, и Кларенс встретил другую женщину, бросил Эдну, а вскоре погиб. Эдна осталась одна, стала жить затворницей, бросила работу, всё реже выходила из дома, и постепенно стала утрачивать рассудок. И вот именно этот процесс повреждения рассудка описан в романе очень натуралистично, отсюда и вязкость повествования, нарастающая от начала к концу.
Наверное, студентам-медикам было бы полезно и интересно почитать этот роман как пример изменения личности под влиянием болезни. Мне же чтение ничего не дало: ни уму, как говорят, ни сердцу, ни эстетическому чувству.
Почему "Стекло"? В романе стекло в виде окна героини занимает довольно важное место. Она сидит за своей пишущей машинкой около окна, чтобы видеть, как восходит солнце. На оконное стекло она клеит разные записочки себе для памяти, потому что реалии мира постепенно уходят от неё, и надо себе напоминать: "полить цветы", "покормить крысу", "сдать книги в библиотеку". Туда же она приклеивает фотографии из своего прошлого. В результате стекло становится всё грязнее, и через него видно всё хуже и хуже. И от неё постепенно уходит мир в его красках. Стеклом она отгораживается от мира, стекло возникает в её сознании между ней и миром.
Этот материал ранее был размещён мною здесь.