Найти тему

Образ волшебной жещины в британском фольклоре

Персонажей британского фольклора условно можно разделить на героев, чудесных помощников и антагонистов. Однако женских персонажей отнести к какому-то одному типу невозможно, поскольку они могут вбирать в себя все перечисленные роли.

Но давайте по порядку!

Исследователь британского фольклора К.М. Бриггс утверждает, что все волшебные существа, в том числе и волшебные женщины, принадлежат к эльфийским народам. А согласно существующим в Британии представлениям о происхождении эльфийских народов эльфы являются умершими язычниками или призраками древних друидов.

Среди волшебных женщин можно выделить: миниатюрную волшебницу, русалку, деву-тюленя, дочь великана (сказки «Русалка и неверный Эндрю», «Крошка фея», «Ничто-ничего», «Дочь морского царя» и др.).

Образ миниатюрной волшебницы (феи) является самым неоднозначным среди всех волшебных женщин. Характер фей определить достаточно сложно: они могут быть как сдержанными и уравновешенными, так и взбалмошными и мстительными.

Но почему в сказках и мультфильмах феи – милые маленькие создания?

Всему виной страсть Англии к миниатюризации, которая превратила маленьких фей в существа подобные бабочкам и тем самым их романтизировала, что в итоге отразилось на авторской сказке. Но в волшебных народных сказках феи остаются опасными и обманчивыми. Единственное, что можно сказать наверняка, так это то, что порядок у них всегда стоит выше морали. Многие представители этого народца проказливые и игривые существа, которые зачастую помогают хорошим людям или наоборот сбивают с пути ради смеха.

-2

Также феи не совершают зло без причин, но являются очень мстительным народом. Так, в сказке «Феи мерлиновой горы» Фея отомстила мужчине за то, что тот украл торф с её дома: похитила его из дома, заставила плясать и вернула домой только спустя несколько лет. Подобные поступки является нормой для поведения британских волшебных женщин и отражают двойственность их натуры.

Стоит сказать, что мотив похищения смертных в волшебную страну не является редкостью для британских волшебных сказок.

Но каковы их мотивы?

Ну тут все просто!

- потребность в рабочей силе

- любовное влечение,

- богатство, которое приносит музыкальный дар,

- стремление влить свежую кровь в жилы хиреющего рода, поддержать его угасающие силы.

Как правило, встреча с феями происходит в отдалённом от людей месте, на лесной поляне. Иногда такая поляна имеет несколько тропинок, ведущих в разные стороны. Подобная особенность характерна для многих мест, где происходят встречи с волшебными существами. Такой своеобразный перекрёсток наделён общекультурным значением места, посещаемого духами, поэтому древние совершали там жертвоприношения.

Время встречи с феями описывается не во всех текстах, но зачастую встречи происходят либо в полночь, либо во время сна, т.е. на границе между жизнью и смертью. Согласно эльфийской традиции Британии, полночь – это особое время суток, когда происходит соприкосновение миров обитателей Дивных Родов и смертных. В остальное время смертные не могут связываться с феями без их на то желания, но иногда вызвать фею можно с помощью принадлежащего ей предмета. В сказке «Крошка фея» таким предметом становится перчатка.

Для сказочных текстов с этим образом особенно важны символы. Многие из них отсылают нас к кельтской мифологии. Так, часто встречается упоминания чисел 9 и 7: крошка фея по истечению девяти ночей становится человеческого роста, заколдованный юноша должен был вернуться из волшебной страны через девять дней, семь лет крошка фея жила в браке со своим возлюбленным, семь лет прослужил Томас Рифмач королеве эльфов. Согласно мистическим представлениям, число девять считается тройственным синтезом загробного мира, земли и неба, а семь символизирует завершение природного цикла.

Также сакральный смысл имеют помощники и атрибуты феи. Так, помощники королевы эльфов – олени – согласно кельтским верованиям, считались основными волшебными животными богов, а яблоко, подаренное в награду жениху, являет собой фрукт, дающий силу.

Феи всегда имеют высокий социальный статус, что обусловлено их магической природой, и к выбору женихов относятся очень внимательно: принц или же достойный, уважаемый юноша.

Следующее воплощение типа волшебной женщины – морская дева (русалка или дева-тюлень). На двойственный характер данного типа обращает внимание наличие двух вариантов его выражения, которые хотя и различны, всё же имеют некоторые сходства. Так, все морские невесты обладают светлой кожей, мелодичным голосом, золотистыми волосами и имеют непосредственную связь с морем, однако характер и способности к переходу в иной мир (умение принимать человеческий облик) у русалки и девы-тюленя разные.

-3

Данный образ в британском волшебном фольклоре испытывает влияние как кельтов, у которых русалки предстают чудовищами, так и скандинавов, которые «намного терпимее относились к морским обитателям». Нередко русалки выступают в роли помощниц, исполняющих желания бескорыстно, но бывают случаи, когда они взамен забирают мужчин. Причины, которыми руководствуются русалки при совершении таких разных поступков, объясняются их природой: русалки являются хищницами, которые склонны к непредсказуемости и отличаются хитростью, опасной и соблазнительной натурой, собственническим отношением к мужчинам, любовью к драгоценностям, но вместе с этим в некоторых текстах можно встретить проявление в них щедрости, отзывчивости, доброты.

Ведущий мотив, связанный с этим образом – мотив добывания жениха. Несмотря на то, что он фигурирует во многих волшебных тексах, с образом русалки он связан наиболее тесно, что объясняется наличием сходных мотивов во многих культурах: русалки приравниваются к нимфам и сиренам, которые завлекают мужчин (моряков) своим видом или пением и уводят в подводный мир. Место, куда похищают русалки своих возлюбленных, обычно представлено пещерой, которая в символике кельтов означает вход в ад. В связи с этим становится ясно, почему русалок сравнивают с дьяволом, который точно выполняет условия договора, но старается извратить желание человека.

-4

Из-за способностей русалок на них часто охотились, чтобы выведать какие-либо тайны. Согласно древним представлениям, русалки способны вызывать и предсказывать шторм и различные бедствия. Такая особенность свойственна и символическому осмыслению образа невесты, которой приписывали способность влиять на судьбы людей и на природу и дар прорицания.

Девы-тюлени, или селки, по своему характеру существенно отличаются от русалок. Как и у всех волшебных женщин, в описании их внешности присутствует золотой цвет (золотисто коричневая шкурка, золотисто-каштановые густые волосы). По одной из версий их происхождения, они являются ангелами, «которые оказались плохи для неба и хороши для ада». В отличие от русалок у них нет хвостов, а под водой они обретают красивый человеческий облик, и только плавая на поверхности, обращаются в бесформенных тюленей. В этом отношении селки имеют более амбивалентный характер, чем русалки. Но по своей натуре селки не относятся к соблазнительницам и хищницам, а напротив считаются самыми добрыми созданиями среди всех морских духов. Девы-тюлени отличаются нежностью, заботливостью, покорностью и вместе с тем большой любовью к свободе. В волшебных британских сказках с этим образом всегда присутствуют мотив «похищения девушки» смертным против воли. Так, в тексте «Дочь морского царя», рыбак похищает шкурку морской девы, лишив её возможности вернуться в море.

Образ русалки и девы-тюленя нельзя соотносить полностью. Их среда обитания море, но русалка наслаждается вечной морской жизнью, а дева-тюлень во многих текстах «обречена» скинуть свою шкурку и существовать в мире людей. Объяснение данному отличию морских дев друг от друга служит поверье, согласно которому русалки не могут долго находиться на поверхности и вынуждены всегда подпитываться морем.

Ещё один тип волшебной женщины – дочь великана. В сказках великаны и люди сосуществуют практически в одном мире: их жилища находятся либо за рекой, которую может переступить любой смертный («Ничто-ничего»), либо на равнине без конца и края («Килух и Олвен»). Сами же женщины этого типа отличны от людей лишь наличием волшебной силы и волшебных помощников. Заметим, сами же великаны не всегда имеют связь с магией, лишь в некоторых сказочных текстах они хранят свою жизнь в волшебном потайном месте и обладают магическими сокровищами. Волшебство распространено лишь среди женщин великанов. Магические способности у таких невест объясняются кельтскими поверья, согласно которым женщины-великанши являются ведьмами.

-5

Дочери великанов могут выполнять и роль волшебных помощников-советчиков. В сказке «Нихт-нохт-ничего» девушка сочетает в себе тип невесты и помощника, чем по функциям напоминает русскую Василису Премудрую («Морской царь и Василиса Премудрая»). В связи с этим возникает мотив спасения жениха и выделяются такие черты характера, как жертвенность и хитрость, благодаря которым она спасает жениха из потустороннего мира.

С какой волшебной женщиной приятней иметь дело?