Найти в Дзене
Книги АСТ нонфикшн

Двоичный код жизни: реакции влечения и отторжения

Итак, миллиарды нервных клеток и сотни обширных нейросетей непрерывно чего-то требуют и высказывают собственное мнение. Психика тонет в этой противоречивой лавине данных. И одна из проблем состоит в том, что заявки от потребностей лишены конкретности. Все они твердят одно и то же в одних и тех же словах: хочу и все.

Нейросети потребностей вообще чрезвычайно примитивно устроены, потому что возникли очень рано в эволюционной истории. Они редко предлагают варианты и решения, а лишь просят, как голодные птенцы.

Подобно голодным птенцам, они имеют ряд врожденных программ поведения и могут поделиться ими с остальным мозгом, но сложная нервная система человека частенько презрительно их отвергает и заменяет на более изощренные стратегии.

К примеру, самый главный и крупный центр половой потребности в человеческом мозге расположен в переднем гипоталамусе. Там он занимает объем нервной ткани в кубический миллиметр. Эта горошинка, которая уместилась бы и на острие иглы, порождает то самое либидо, о котором вдохновленно писали поэты и психологи.

Michael Fenton\unsplush.com
Michael Fenton\unsplush.com

Может показаться, что на такое сильное и великое чувство кубического миллиметра мозга недостаточно, но нейробиологи знают, что бо́льшего половой потребности не нужно. У нее очень простые задачи: содержать несколько заданных стратегий и предпочтений, а также уметь произносить «хочу» с должной частотой, силой и в правильное время. Очень схожая ситуация обстоит и с нашими прочими нуждами. Они просто «хотят» […]

Но вот «хотят» ли наши потребности, чтобы нечто было или чтобы его не было? Желают ли они приблизиться к или отдалиться от? Вот крайне важный и насущный вопрос. Потому в практических целях этот моносигнал от потребностей, их единый клич «хочу», переводится нервной системой в двоичный код.

Сила многочисленных желаний и желаньиц пропускается через поясную кору, как и через иные отделы мозга, а затем делится на две автоматические реакции: влечение и отторжение. Так происходит расшифровка моносигнала. […]

Реакции влечения и отторжения не есть «всего лишь» ключ к пониманию устройства сложных нервных систем. Они составляют глубочайшую основу поведения любого существа — вплоть до древнейших одноклеточных архей и бактерий, известных науке. Хотя простейшие микроорганизмы и лишены нервных систем, они все равно способны к своеобразному познанию мира, ведь познание есть универсальное свойство жизни.

Самым красноречивым примером является реакция одноклеточных на химический состав окружающей среды. Если они с помощью хеморецепции обнаруживают поблизости питательные вещества, то в них возникает автоматическая реакция влечения.

Тогда они стремятся к ним. Если где-то обнаруживаются токсины, то в них возникает автоматическая реакция отторжения. Тогда они в меру возможностей спешат прочь от угрозы. […]

Реакции влечения и отторжения являются бессознательными и автоматическими. Более того, зачастую они принудительны. […]

Тем не менее у нас имеется способность осознавать свои принудительные реакции и осуществлять за ними разумный контроль. Мы снимаем свой ум с автопилота, устраняем избыточные и разрушительные программы и, напротив, поддерживаем созидательные проявления своей психики. Так мы шаг за шагом отвоевываем свободу действия.

Больше об эволюции человека и о том, как развить мозг и изменить свою жизнь, читайте в книге «Действие вместо реакции» (12+): https://go.ast.ru/a00b545