Вчера, 23 августа, состоялась конференция «Московские гаражи-2023», организованная КПРФ, движение СТОП-СНОС и «Левым фронтом».
Вопрос о гаражах в Москве, по словам координатора движения СТОП-СНОС Георгия Федорова, затрагивает почти миллион человек и он перестал быть «местечковым» и стал касаться большого количества семей.
Это же отмечали и другие выступавшие. По общему мнению, московские гаражи превратились уже в вопрос городской политики. Их снос начался одномоментно, до этого они спокойно стояли по 30-40-50 и даже более лет. Но, в какой-то момент, власти перестали рассматривать основания получения земли под гаражи, которые оформлялись еще при СССР, как законные. И началась «война» мэрии с гаражниками.
При этом, власти не берут в расчет советские строительные нормы, касающиеся обеспеченности населения парковками для автомашин.
Депутат Московской городской Думы от КПРФ Л.А. Зюганов привел в качестве примера исследование, которое было проведено по его заказу. В частности, в нем было сказано, что полностью обеспечены, в соответствии с нормативами, только 17,2% домов, обеспечены на 80% -17,6% домов.
32,6% домов обеспечены машиноместами меньше нормы в пределах 20-40%.
Обеспечены менее, чем на 40% 26,1% домов.
И, наконец, вообще не имеют парковочных мест 8,7% домов.
При этом, он сослался на зарубежный опыт. В частности, в США при строительстве многоэтажных домов обязательно строится паркинг, превышающий количество жильцов примерно в 1,5 раза. В Германии предусмотрен штраф на застройщика в 10 000 евро за каждое не сданное машино-место для многоквартирного дома. Аналогичная политика проводится в Южной Корее - в многоэтажках жильцы получает парковочные места БЕСПЛАТНО. Китай строит многоэтажные паркинги в жилых комплексах.
И только у нас проводится политика «автогеноцида». При сносе гаражей, власти существенно сокращают парковочное пространство. Зюганов привел пример про район Нагатино-Садовники, ул. Академика Миллионщикова.
Как кандидат в мэры Москвы, Л.А. Зюганов, понимая тяжесть проблемы с гаражами, хочет объявить мораторий на снос гаражей на два года.
Говорил он также и о том, что компенсация не адекватна рыночным ценам и является, по сути, формой "законного" отъема собственности.
Удалось выступить на конференции и мне. Я, как юрист, часто представляющий интересы гаражников в судах, не раз сталкивался с тем, что суды не хотят признавать капитальными строениями сносимые гаражи, несмотря на имеющиеся признаки капитальности, экспертизы, заключения специалистов.
И это понятно – как только судом будет признана капитальность снесенного гаража, тут же станет очевидна незаконность принятого решения. Дело в том, что в Москве такие решения принимают окружные комиссии Префектуры, то есть, административный орган во внесудебном порядке лишает гаражников собственности. Причем, сомнительность легитимности данного органа известно всем, кто ходит на «гаражные» суды: это не юридическое лицо, у него нет своего ИНН, ОГРН, даже печати. В суды они, как правило, не предоставляют полное решение о сносе, а только «выписку» из него, что противоречит принципу непосредственного изучения судом доказательств.
В качестве обоснования своих действий, окружные комиссии приводят акт обследования объектов, составленные сотрудниками управы, в которых утверждается одной строчкой, что, мол, гараж «не капитальный». Причем, из акта не понятна квалификация управского «эксперта», в нем нет обмеров, фотографий, ссылок на строительные нормы и другие НПА. Просто- констатация «факта» некапитальности.
И суды, к сожалению, поддерживают «тезис» некоторых представителей Префектур о том, что «нет оснований не доверять» представителям управы.
Пресечь эту порочную практику можно было бы отобрав полномочия по принятию решения о сносе ЛЮБЫХ гаражей у управ, и вернувшись, таким образом, к судебному порядку сноса, предусмотренному ст.222 ГК РФ.
И эта позиция полностью соответствует обзору судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ от 16 ноября 2022 указан вывод о том, что уполномочный орган власти
«не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки при отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок, если постройка создана на нем до дня вступления в силу ЗК РФ»
Я высказал такое предложение депутатам фракции КПРФ в МГД о необходимости внесения такого законопроекта на московском уровне: раз префектуры постоянно злоупотребляют своим правом по рассмотрению вопросов о сносе гаражей, не способны отличить капитальный гараж от не капитального, то нужно такое право у них отобрать. Пусть префектуры сами идут в суд, доказывают свои тезисы, судятся годами (а судебная система у нас неповоротлива), а гаражи, тем временем, пока идет спор останутся нетронутыми.
Второе предложение, которое я высказал, относится к Приказу ДГИ Москвы от 27 августа 2021 № 214 "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков для размещения гаражей на территории города Москвы", который устанавливает правила, по которым граждане могут прибегать к т.н. «гаражной амнистии». По сути, этот приказ является запретительным- из 4604 обратившихся москвичей, заявление были удовлетворены только для 11 человек. Были попытки обжаловать данный приказ в судебном порядке, но дело еще пока не дошло до Верховного и Конституционного судов. Я предложил продолжить оспаривание этого акта.
Координатор движения СТОП-СНОС Георгий Федоров высказал идею, поддержанную многими участниками конференции о создании юридического центра по отстаиванию интересов гаражников.
Надеюсь, что мои предложения также будут приняты в качестве базы для дальнейших действий.
Полный видеоотчет о конференции тут