Найти тему
Вокруг да около

Девять причин для увольнения из школы

Уже ни для кого не секрет, что в системе образования огромная нехватка учителей. Об этом пишут, говорят, что - то пытаются решить на разных уровнях, чаще всего всё сводится к вопросу о заработной плате (почему?)

Ежегодно энное количество педагогов увольняется и их просто некем заменить (чаще всего). Попыталась проанализировать причины увольнения знакомых мне коллег, а их более 40 человек (за последние 5 лет), и вот какой список причин их "ухода" получился:

уходить надо из школы, если

1. на первом месте финансовое благополучие

2. на первом месте семья

3. не позволяет здоровье или (и)

4. не выдерживают нервы или (и)

5. раздражает постоянное общение

6. есть куда идти

7. не интересно

8. нет условий для работы (или они не устраивают)

9. нет перспективы

Попробую чуть подробнее разъяснить некоторые из них (на примере своей школы)

Финансы: Начинающий учитель или учитель без категории за ставку (18 уроков в неделю) получает 12 тысяч. Вроде бы неплохо: поработал 2,5 дня и вуаля, НО к каждому уроку нужно готовиться: читать соответствующую литературу, смотреть или создавать самим видеоматериал, готовить карточки, проверять письменные работы и т.д. Как правило это ещё 6 - 12 часов дополнительно к ставке, если выполнять работу более-менее качественно, но они не оплачиваются. Участие в конкурсах, олимпиадах горячо приветствуется администрацией, но не оплачивается. Напоминаю, что так устроено в нашей школе, в других может быть иначе. Учителя часто вынуждены (или их вынуждают) брать 1,5 ставки (в лучшем случае), но не редкость 2,5 и даже 3 ставки. Учитель истории нашей школы ведёт около 3 ставок, не отказываясь от часов другого профиля, у неё два классных руководства и за всё это она получает около 50 тысяч в месяц на руки. У неё трое детей (муж недавно умер), больная мать, квартира в ипотеке.!Жить некогда!

Есть в нашем коллективе 5-6 учителей-женщин, которые работают только потому, что в этой же школе учатся их дети, то есть они как бы под присмотром, но многие не могут брать высокую нагрузку, как раз из-за того, что им хочется больше свободного времени проводить со своей семьёй. Фанатиков в ущерб семье сейчас практически нет.

Пункты 3,4,5 вообще не нуждаются в комментариях. Для того чтобы работать в школе нужен достаточно высокий уровень стрессоустойчивости, учитель постоянно между четырёх "огней": администрация-коллеги-дети-их родители. И каждый выбирает сам, где ему находиться: ближе к администрации, своим коллегам, ученикам или их родителям. И каждая позиция имеет как свои "плюсы", так и массу "минусов"

Не интересно: вот мы и добрались до причины, по которой я "ушла" из школы. Проработав более 30 лет вдруг почувствовала, что начинаю испытывать чувство "дежавю": ну выпущу ещё и ещё один класс, научу геометрии ещё 20-40 человек, заинтересую всех, кого можно, а что дальше? Ничего нового, более достойного уже достигнутого не могу сделать. И перспективы нет! "Потолка" я достигла. Работать "по накатанному" мне не интересно.

Нет условий для работы: сюда я отношу· и отстойное расписание, которое составляешь не ты, и бесконечный и бессмысленный документооборот; выполнение дополнительных добровольно-принудительных обязанностей и развязно - · хамское поведение администрации. Повторюсь, что пишу только о тех случаях увольнения коллег, о которых знаю не понаслышке. Конечно, у каждого свои причины, но они вписываются в перечисленные. У кого-то это одна из причин, но есть и такие, кому "посчастливилось" охватить несколько.

Есть ещё одна причина: если есть куда уходить. Знаю с десяток человек, которые ушли из системы образования и вполне довольны своей нынешней жизнью. Есть люди, которые продолжают работать "на себя".

Как всегда, на написание статьи меня сподвиг вот такой комментарий

Ну и каким образом этот комментарий связан со всем выше написанным? Здесь, как часто это бывает в подобных высказываниях, нарушена причинно - следственная связь, но об этом как нибудь в другой раз.

Уходить (с любой работы) надо не для кого-то постороннего и тем более не для власти, которой ну совсем не до нас и наших проблем.

И ещё: уходить надо ВОВРЕМЯ.

Хочу добавить лично про себя: школу я любила всей душой и проработала там более 30 лет, но, так бывает, эта работа перестала приносить мне удовольствия, а без него это становится каторгой. Но дети всё видят и всё чувствуют, поэтому не могу и не хочу обманывать ни их, ни себя.

Спасибо за терпение и за то, что дочитали до конца.

До встречи!