Найти тему
Елена Марчан

Поговорим о современной литературе?

Я точно знаю, что есть такая категория людей – и среди моих знакомых, в том числе, - которые, на первом таком предложении свернут статью и не станут дальше читать. Современная литература, как и все современное искусство в целом, опорочено: опоясано стереотипным ремнем.

Представителям моего поколения – так называемого, «поколения перемен» - тяжело вдвойне. Нас угораздило прийти в этот (к слову, и без того не самый безоблачный) мир на изломе, в тот весьма непродолжительный период между «все нельзя» и «все можно». До долгожданной свободы в литературе, кинематографе и других видах искусства дорвались не только изголодавшиеся по разнообразию потребители. Открывшиеся возможности рынка выволокли из пучин небытия сумасшедших недооцененных гениев, обрушивших на неподготовленное постсоветское общество накопленные десятилетиями идеи.

Захлебывающаяся в артивизме аудитория вместо спасательного круга получила в довесок гирю на шею. Освобожденную от цензуры книжную индустрию буквально заполонило то, что ранее величалось «тамиздатом» (русские книги, опубликованные за рубежом) и подпольно читалось в туалете. Кроме того, наружу выплыли различные формы литературных текстов, непривычных наточенному на закоренелый стиль глазу и оттого на первых порах столкнувшихся с яростным отторжением.

Психологическая травма от разрыва шаблона, полученная нашими родителями в тот момент, не могла не срикошетить в наше воспитание. Современные книги. Современные фильмы. Современное искусство. Все это воспринималось будто бы «второсортным» и должно было присутствовать в нашей жизни на вторых ролях, исключительно после старой доброй классики. Шлейф «масс-маркета» был неофициально закреплен за всем новым практически в каждой постсоветской семье.

Но шло время, и постепенно современная литература стала отстаивать свои позиции. Мы милостиво позволили творчеству любые форму, а себе – право выбирать. Как и в любых отношениях, в отношениях с книгами уже не обязательно делать ставку на брак по расчету. Достаточно слушать свое сердце и понимать, что нужно тебе в данный конкретный момент.

Как бы то ни было, но как автор в одном я уверена абсолютно точно. Современным писателям творить стало куда легче, чем их предшественникам. Во всяком случае, им не приходится искусственно подстраивать рожденные образы под какие-то стереотипы. Герои бывают разные, и некоторые говорят на жаргоне – ничего не поделаешь. Язык бывает разный в жизни и в книгах. И для создания реалистичных образов невозможно ограничиться выверенными по линейке литературными оборотами.