Моей первой машиной был жёлтый запорожец-мыльница. Я купил его в 1993 году. Интересное было время: моя зарплата фельдшера "Скорой помощи" была примерно 20000 рублей а доллар стоил в начале года 400 рублей. а в конце уже 1200 рублей. То есть я зарабатывал за месяц около 50 долларов в начале года и около 15 долларов в конце. В месяц! Зарплата врача "Скорой" в то время была около 50000 рублей.
Машина Запорожец была естественно не новая. Прямо скажем это была какая-то рухлядь. Но тем не менее это была машина, которая ездила. У неё не было печки, поэтому зимой приходилось ездить на ней с открытыми окнами. Заплатил я за неё 100$. Эти деньги я заработал сам: я приторговывал чаем, которого как раз в то время был страшный дефицит. Схема была проста: чай покупался на складе по одной цене и перепродавался мной бабушкам, которые сидели возле метро и торговали чаем. Так, за короткое время я заработал себе на машину. Заработал 100$ , именно столько она и стоила.
Самое интересное то, что я не помню, чтобы я её регистрировал в ГАИ. Мы просто встретились с продавцом, я ему отдал стодолларовую бумажку, а он мне ключи. Кажется он отдал мне ПТС и возможно написал какую то доверенность. Но я не уверен.)
Никаких доверенностей у нотариуса в то время никто никому не писал. Да и вообще я не помню, что на улицах в те времена было ГАИ. Может оно и было, но работать ему было некогда: все жители нашей страны занимались тем, что пытались выжить. При таких зарплатах продукты были очень дорогие. Пакет молока и буханка хлеба стоили около 300 рублей, мясо примерно 2500 рублей. То есть зарплаты были примерно как сейчас, а продукты в пять раз дороже. Инфляция была в тот год была галопирующая и составила 840% за год. Рост зарплат отставал от роста цен примерно на полгода. Средняя пенсия в 1993 году была 19 900 рублей. Величина прожиточного минимум составляла 20 600 рублей в месяц. Не правда ли цифры такие же, как сейчас, в 2024 году? Но цены на продукты сейчас и тогда различаются в пять раз!
Новые отечественные автомобили тогда стоили около 9 миллионов рублей.
Права на вождения автомобиля у меня отсутствовали, но это мне нисколько не мешало. Я ездил по городу без прав. Правда пошёл учиться в автошколу. Права я получил только через год, в 1994.
А потом машина сломалась. Кузов у неё был настолько гнилой, что просто переломился. И остался я без машины. Она года два стояла просто так, во дворе подстанции скорой помощи, где я работал.
Помог мне мой родной дядя. У него во дворе стоял примерно такой же брошенный Запорожец без номеров. Не знаю как он договорился с хозяином, и договорился ли вообще, но он предложил мне собрать из этих двух машин одну. Что и было сделано.
Кузов теперь у меня был другого цвета, но меня это не смутило. Ведь документов всё равно не было. Да и маркировка на кузове тоже отсутствовала. Поэтому определить чья машина было совершено невозможно. Кто хозяин определялось тем, что на ней едет.
Хотя конечно в ГАИ она как то числилась. Я даже помню её номер: О010МН. Насчёт "О" Не уверен.
Починил я машину получается уже в 1995 году. И ездил на ней ещё примерно год. Зимой она заводилась очень плохо. Приходилось каждый раз снимать аккумулятор и затаскивать его домой в тепло. А утром вытаскивать обратно.
За ней водилась такая закономерность: она заводилась ровно за столько же времени, сколько было градусов ниже нуля. При минус 18° она заводилась за 18 минут.
В общем, из трёх лет владения этой машиной ездил я на ней год. Всё остальное время она стояла сломанная.
В 1996 году, когда я уже работал врачом, я наконец-то её продал. Продал я её точно так же как и купил. Покупатель отдал мне за неё те же 100$, а я отдал ему ключи. Он уехал на ней в деревню, где видимо и продолжил её эксплуатацию.
Следующий мой автомобиль был тоже б/у. Это был Москвич 2141. И он стоил уже 3000$ . Да, за три года жизнь в стране кардинально изменилась.