Найти тему

Кризисы в отношениях и возрастная периодизация

Из множества возрастных периодизаций мне ближе теория Эрика Эриксона.

Ключевое понятие его теории - идентичность личности

Личность развивается, включаясь в различные социальные общности - семью, нацию, соцкласс, профгруппу). Сексуальная и гендерная идентичность также определяет систему ценностей, идеалы, планы, потребности.

Кризисы развития своего рода поворотные пункты между прогрессом и регрессом. По мнению Эриксона их восемь. Понимание данных стадий способно прояснить, как человек имеет то, что имеет в отношениях с собой и с другими. 

Анализируя собственную биографию на предмет прохождения кризисов и развития идентичности можно делать предположения о своих возможностях, ресурсах и прогнозах прохождения кризисов в отношениях. 

Первый «кризис доверия» возникает до 1 года. От того, насколько удовлетворяются или нет потребности младенца у него возникает доверие или недоверие к миру.

Задайте себе вопрос - есть ли у вас доверие в отношениях? Насколько вы доверяете своему партнеру, партнерше? 

Доверие - это важно, а точнее - всё
Доверие - это важно, а точнее - всё

Второй кризис - автономия или сомнения. Он связан с опытом хождения и отстаивания своей независимости, приучения ребенка к чистоплотности. Если родители поддерживают и понимают ребенка - у него формируется опыт автономии. В будущем он легко взаимодействует с другими людьми. Если ругают и критикуют - у ребенка формируется опыт стыда и сомнения в себе, постоянная настороженность и скованность в себе. 

Задайте вопрос себе - насколько вы скованны и неуверенны в себе в отношениях? Критикует ли вас партнер или поддерживает? А как вы сами к себе относитесь? 

-2

Третий кризис инициативы или вины. Дошкольный возраст. Если в этом возрасте родители позволяют ребенку реализовывать его планы - у него развивается чувство инициативы. Если наказывают даже за незначительные проступки, то ошибки вызывают постоянное чувство вины. Инициатива тормозится и развивается пассивность. Инициативность очень важна в способности начинать отношения, вступать в контакт с противоположным полом. 

-3

Четвертый кризис «умелости или неполноценности». Происходит в младшем школьном возрасте. В зависимости от атмосферы в школе и дома у ребенка развивается вкус к работе, учебе, умелость или напротив, чувство неполноценности как в  плане использования своих возможностей, так и собственного статуса среди товарищей. 

-4

Пятый кризис - идентификация или путаница ролей. Переживается в подростковом возрасте в процессе усвоения образцов поведения значимых людей. Здесь важны все предыдущие идентификации повзрослевшего ребенка и добавляются новые представления о себе. В случае путаницы идентификации подросток переживает тревогу, чувство изоляции и опустошенность. 

-5

Шестой кризис близости или изоляции. Он связан с поиском близости с любимым человеком в возрасте 20-25 лет. Отсутствие подобного опыта приводит человека к замыканию на самом себе и к изоляции

-6

Кризис продуктивности или инертности связан с реализацией человека в личной и профессиональной сферах. Этот период жизни 30-40-50 и далее лет может отличаться высокой продуктивностью или «застыть» в инертности. 

-7

Восьмой кризис переживается во время старения, после 60-70 лет. Здесь может быть чувство достижения цельности жизни. Или, в случае, когда человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе и отчаянии от невозможности начать свою жизнь заново. 

-8

Приглашаю к себе на консультацию - вместе поисследуем причины и найдем решение в ситуациях, когда вам сложно выстраивать гармоничные отношения с собой и другими, проявлять инициативу, справляться с тревожностью и неуверенностью.

Ваш личный психолог-консультант - Ольга Анатольевна. 

Запись на консультацию по Skype в WhatsApp по т. 8 910 580 02 20