В некоторых случаях можно, в некоторых нет. В рассматриваемом случае работодателю это не удалось взыскать с работника 800 тысяч рублей.
В этом материале анализирую правила привлечения работника к полной материальной ответственности с учетом его должности, характера работы, требований законодательства.
В рамках полной материальной ответственности работодатель требовал от работника оплатить:
- Расходы на эвакуацию транспортного средства с места ДТП за вычетом страхового возмещения — 82 674 рубля 64 копейки.
- Стоимость восстановительного ремонта прицепа за вычетом его остаточной стоимости — 248 723 рубля 44 копейки.
- Лизинговые платежи в период простоя транспортного средства — 484 002 рубля 51 копейка.
- Государственную пошлину — 11 354 рубля.
В сумме 801 342 рубля 33 копейки.
Что произошло?
Гражданин был принят на работу водителем-экспедитором.
Сразу видим нарушение. Позиция Государственной инспекции труда, подтвержденная судебной практикой, состоит в том, что двойных должностей не существует.
Водитель-экспедитор — это водитель и экспедитор.
Бухгалтер-кассир — это бухгалтер и кассир.
Выполнение трудовых обязанностей по двум должностям должно быть оформлено как совмещение или совместительство. В нашем случае этого сделано не было.
С работником заключили договор о полной материальной ответственности, согласно которому он принимает на себя полную материальную ответственность за недостачу вверенного ему работодателем имущества, а также за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.
Работник совершил ДТП. Двигаясь со скоростью 75-80 км/час при разрешённой скорости в 60 км/час, он не справился с управлением автомобилем, в результате чего автопоезд КАМАЗ съехал в правый по ходу движения кювет и опрокинулся.
Отсюда и ущерб работодателя, превысивший 800 тысяч рублей.
Что делает далее работодатель? Ну конечно же в суд за возмещением. Закон запрещает взыскивать ущерб, превышающий средний заработок работника, во внесудебном порядке.
Разбираться с ситуацией не стали:
— Договор о полной материальной ответственности работник подписал? Подписал.
— Допустимую скорость превысил? Превысил.
— Вина работника в ДТП в форме неосторожности имеется? Имеется.
Что еще нужно? По мнению работодателя, ничего.
И вот дальше мне нужно переходить к судебным постановлениям, дело прошло три инстанции. И начать нужно с решения суда первой инстанции, который требования работодателя поддержал.
И вот пишу я эти строки и думаю в очередной раз, как мог профессиональный судья вынести такое решение?
Вот с работодателем мне все понятно, к нему вопросов нет. Возможно у него юриста даже нет в штате, если есть, то непонятно какой квалификации. Все это допустимо, но судья-то как проигнорировал правовые предписания, которые четко в трудовом кодексе зафиксированы.
Судья должен был обратить внимание:
- На положение статей 238, 242-244 Трудового кодекса РФ об общих положениях материальной ответственности работника, условиях привлечения к ограниченной и полной материальной ответственности.
- На Перечень должностей и работ, при которых может быть полная материальная ответственность, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 2002 года.
- На Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2006 года №52, в котором буквально разжёваны требования законодательства к применению материальной ответственности в отношении работников.
- На пункт 6 части 1 статьи 243 ТК РФ — о полной материальной ответственности за ущерб, причиненный в результате административного правонарушения.
- На статью 24.5 КоАП РФ — об обстоятельствах, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Все.
Но суд первой инстанции ничего этого не видит, выносит решение в пользу работодателя.
В ходе «апелляции» и «кассации» справедливость восстановили
Сразу скажу, что в моем понимании справедливость восстановили лишь частично — взыскали с работника ущерб не в полном размере, но в размере среднего заработка — 23348 рублей все же взыскали. Но об этом позже.
Чем аргументировали вышестоящие суды отказ от привлечения работника к полной материальной ответственности?
- Должность водителя-экспедитора не входит в Перечень должностей, при которых может быть заключен договор о полной материальной ответственности. Такой договор с водителем заключать нельзя, в случае заключения такой договор ничтожен.
- Автомобиль являлся не вверенным водителю имуществом для перевозки, а техническим средством для выполнения им трудовых обязанностей. Поэтому на него не распространяется действие договора о полной материальной ответственности.
- Административное правонарушение установлено не было — инспектор ИДПС ОГИБДЦ ОМВД России на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5, части 5 статьи 28.1 КоАП отказал в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
- В связи с отсутствием в действиях водителя состава административного правонарушения он не может нести полную материальную ответственность по п.6 ч.1 ст.243 ТК РФ как за ущерб, причиненный в результате такого правонарушения.
Суд кассационной инстанции оставил апелляционное определение без изменения, кассационную жалобу работодателя — без удовлетворения.
Источник: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 14.09.2022 №88-15518/2022.
Что меня смущает в этой истории?
Вышестоящие суды констатировали отсутствие в действиях водителя состава административного правонарушения. Получается, что действия водителя противоправными не были, управляя автомобилем он действовал правомерно.
Разумеется, вина водителя в совершенном ДТП есть, но достаточно ли наличия вины для привлечения к материальной ответственности?
Давайте взглянем на ст. 233 Трудового кодекса, определяющую общие условия материальной ответственности:
«Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами».
Из приведенной нормы видим, что основанием для привлечения к материальной ответственности является одновременно противоправное и виновное поведение работника — нужно установить как субъективную сторону правонарушения (наличие вины), так и объективную сторону (противоправное деяние).
Как по мне суд сам себе противоречит. Ничего не нарушил, но должен платить.
Может быть я что-то не учитываю? Какие мнения?
Подпишитесь на канал
Не пытаюсь создать лучший в мире канал о праве — показываю способы решения конкретных юридических проблем в структурированных кейсах.
Буду рад вашей отметке «палец вверх», если материал был полезен.