Найти тему

Беспризорные дети войны в трилогии Анатолия Приставкина

«Нет повести печальнее на свете…». Но это – не Шекспир и не Диккенс, - это было с нами, и боль не отпустит нас никогда благодаря книгам Анатолия Приставкина

Анатолий Игнатьевич Приставкин (17 октября 1931 - 11 июля 2008)
Анатолий Игнатьевич Приставкин (17 октября 1931 - 11 июля 2008)

Анатолий Игнатьевич Приставкин родился в подмосковных Люберцах, в семье мастера-краснодеревщика. Счастливое или, во всяком случае, сытое детство будущего писателя оборвалось с началом Великой Отечественной: отец ушел на фронт, а мать в 1941 голу умерла от туберкулеза. Десятилетний мальчишка стал беспризорником, сполна хлебнул горя, голода и одиночества, со временем же, если бы выжил, должен был бы вырасти вором и бандитом. Судьба, однако, смилостивилась над будущим писателем, и в 1944 году вернувшийся с фронта отец разыскал мальчика в детском доме, который был переведен с Урала в Чечню, где, по замыслу сталинского правительства, детдомовцы и должны были заселить земли опустошенной репрессиями республики.

Беспризорное детство - как квинтэссенция трагедии народа - и стало главной темой зрелого творчества Анатолия Приставкина, высшим взлетом которого явилась повесть «Ночевала тучка золотая», впервые опубликованная в журнале «Знамя» в 1987 году.

-2



В молодые годы, однако, Приставкин и как профессиональный журналист и как молодой беллетрист воспевал героический труд строителей социализма. Воспевал и честно, и талантливо, и со знанием дела, ведь, завершив образование в Авиационном техникуме, он окончил еще и Литературный институт, после чего, уже опубликовав свои первые рассказы в катаевской «Юности», отправился на строительство Братской ГЭС в качестве собкора «Литературной газеты». Он писал живые репортажи и одновременно работал в бригаде бетонщиков. Так что знал людей, о которых пишет, и на своей шкуре ощутил все неустройство их быта.

-3


Автор популярных «таёжных» повестей и романов, Анатолий Приставкин скоро стал известным и любимым, особенно «оттепельной» молодежью, писателем. С 1981 года он - преподаватель Литературного института, журналист «Литературки» и член Союза писателей, при этом не терявший живой связи с Сибирью и ее людьми.

Начало перестройки в советской печати ознаменовалось валом публикаций ранее запрещенной в СССР литературы, созданной и за рубежом, и в метрополии. Советскому читателю открылись книги Мережковского и Алданова, Набокова и Газданова, публицистика мыслителей русского зарубежья и лучших литераторов метрополии. Были опубликованы такие знаковые книги, как «Собачье сердце» М. Булгакова, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, «Дети Арбата» А. Рыбакова, в полном объеме читателю открылась поэзия Н. Гумилева и А. Ахматовой, В. Ходасевича и Г. Адамовича, М. Цветаевой и Н. Клюева.

Но и на этом фоне повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» не то что не затерялась - прозвучала как глас набата. Знаменитый историк, филолог, писатель Игорь Волгин сказал о ней, пожалуй, точнее других критиков: повесть «была прочитана всеми. «Тучка» настолько затмила собой остальные тексты Приставкина, что в сознании многих читателей он, написавший совсем немало, останется автором одной книги».

«Ночевала тучка золотая» - книга, в каком-то смысле продолжающая дилогию А.С. Макаренко и «Республику ШКиД» Г. Белых и Л. Пантелеева, однако во многом и отрицающая их социальный оптимизм. Что ж, разные времена, разные социальные заказы, разные цензурные условия. Но дело не только в этом. Дело еще и в том, что эпоху книг Макаренко можно считать в какой-то мере эпохой Возрождения, с ее надеждами и общим энтузиазмом. Приставкинский же опыт трагичен в полной мере. Мало того, ад советского тылового бытия показан в «Тучке» и последовавших за ней «Кукушатах» глазами его самых главных и самых безвинных жертв – даже не подростков, а десятилетних детей. Так что, когда одного из героев зверски убивают люди, доведенные до зверства, гибель его навсегда отбивает и души его братьев. А жизнь с отбитой душой - ничуть не меньшая трагедия, нежели просто смерть.

1990 год. Режиссер Суламбек Мамилов. Сценарий Анатолий Приставкин
1990 год. Режиссер Суламбек Мамилов. Сценарий Анатолий Приставкин

Ни «Тучку», ни другие автобиографические повести Анатолия Приставкина я пересказывать в подробностях не буду. Читайте и перечитывайте, если найдете в себе мужество, сами. Здесь нет фронтовых буден и подвигов. Здесь есть та же и в то же время совсем другая война, еще более страшная, война власти со своим народом во время войны всего народа с внешним врагом. И жизнь, еще более беспросветная - жизнь вопреки судьбе.

Разумеется, повесть сразу же экранизировали - уже в 1989 году одноименный фильм вышел на экраны страны. Но еще годом ранее Приставкин опубликовал повесть «Кукушата» - как бы непрямое продолжение «Тучки». Здесь речь шла о других детях войны, уже не о двух братьях, но о целом их десятке, что, может быть, и экзотично, и даже фантастично, но не менее справедливо, ибо все безвинные жертвы войны и террора - братья.

-5



Третья часть этой - назовем ее так - «детдомовской» трилогии появилась спустя полтора десятилетия. Новая вещь называлась «Вагончик мой дальний» и рассказывала историю беспризорных Ромео и Джульетты, как бы опровергая утверждение английского драматурга: «Нет повести печальнее на свете».
Есть, есть куда более печальные повести, и «Вагончик» - одна из них.

-6



С начала 90-х Приставкин активно включается в общественную деятельность, участвует и возглавляет различные организации, борется за отмену смертной казни в России, председательствует в Комиссии по помилованию при Президенте РФ. Несмотря на такую востребованность и занятость, он продолжает писать книги. И для взрослых: документальные романы «Долиной смертной тени» и «Тихая Балтия», и для детей - сборник сказок «Летающая тетушка».


Незадолго до смерти писатель закончил многострадальный, одновременно автобиографический и исторический роман «Король Монпансье Мармелажка первый», повествующий о первом русском историке Григории Котошихине и вновь о беспризорных детях войны.

-8



Писатель умер летом 2008 года, добившись помилования или смягчения приговора 57 тысячам заключенных, написав не один десяток хороших книг, создав пронзительную сагу о сиротском детстве, навеки проклявшую войну и террор. Его именем названы улицы в городах Гудермесе и Магасе, стараниями вдовы изданы его последний роман, дневники и эпистолярий. Три повести Приставкина экранизированы, по его книгам ставятся спектакли, лучшие вещи издаются на иностранных языках, а пятитомное «Избранное» уже дважды вышло в издательстве «Зебра Е».

-9

-10

Иллюстративный материал из общедоступных сетевых ресурсов,
не содержащих указаний на ограничение для их заимствования.