Найти тему
COMNEWS ИТ

Массовое использование беспилотного транспорта выявило комплекс проблем с безопасностью

Прак­ти­чес­кое при­мене­ние бес­пи­лот­ных и ав­то­ном­ных сис­тем об­на­жило це­лый ком­плекс проб­лем с бе­зопас­ностью, при­чем зна­читель­ная их часть неус­тра­нима с по­мощью тра­дицион­ных ИБ-инс­тру­мен­тов. Эк­спер­ты не ис­клю­чают, что по ме­ре мас­со­вого рас­простра­нения бес­пи­лот­ных сис­тем нач­нут прояв­лять­ся но­вые спе­цифич­ные уг­ро­зы.

Яков Шпунт

© ComNews

24.08.2023

Как отметил директор Департамента по управлению цифровыми активами АО "Газпромбанк" Александр Гришканич, выступая на круглом столе "Безопасность беспилотного транспорта" в рамках 10 Форума технологического развития "Технопром 2023", угрозы для автономного транспорта вполне реальны, что называется, здесь и сейчас. По его мнению, они связаны с возможным перехватом управления из-за несанкционированного доступа или полной потерей управления вследствие неисправностей или внешнего воздействия.

Заместитель директора по развитию Центра компетенций национальной технологической инициативы "Технологии доверенного взаимодействия" Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) Руслан Пермяков назвал главным "подводным камнем" безопасности беспилотного транспорта нерешенные вопросы идентификации устройств при межмашинном взаимодействии. При массовом применении, по его мнению, также остро встанет проблема предполетных и предрейсовых осмотров и то, чем и как заменить данную процедуру. Руслан Пермяков предложил использовать для решения данной задачи технологии цифровых двойников, но это повышает значимость данных телеметрии и необходимость их защиты.

При этом Александр Гришканич обратил внимание на то, что многие традиционные подходы к ИБ, апробированные при защите ИТ- и производственной инфраструктуры, на беспилотных системах работают плохо или даже не функционируют вообще. В случае тех же беспилотных аппаратов невозможно использовать комплексы защищенной связи, применяемые в традиционной авиации: как напомнил представитель "Газпромбанка", их габариты и масса больше, чем у основной массы дронов. Александр Гришканич также указал на то, что целый комплекс проблем пока себя никак не проявляет, но они могут стать заметны и значимы уже в ходе массовой эксплуатации беспилотных и автономных систем. Также он напомнил о том, что широкое распространение квантовых вычислений полностью скомпрометирует традиционную криптографию. По некоторым оценкам, это может случиться уже совсем скоро.

Читать статью полностью >