Практическое применение беспилотных и автономных систем обнажило целый комплекс проблем с безопасностью, причем значительная их часть неустранима с помощью традиционных ИБ-инструментов. Эксперты не исключают, что по мере массового распространения беспилотных систем начнут проявляться новые специфичные угрозы.
Яков Шпунт
© ComNews
24.08.2023
Как отметил директор Департамента по управлению цифровыми активами АО "Газпромбанк" Александр Гришканич, выступая на круглом столе "Безопасность беспилотного транспорта" в рамках 10 Форума технологического развития "Технопром 2023", угрозы для автономного транспорта вполне реальны, что называется, здесь и сейчас. По его мнению, они связаны с возможным перехватом управления из-за несанкционированного доступа или полной потерей управления вследствие неисправностей или внешнего воздействия.
Заместитель директора по развитию Центра компетенций национальной технологической инициативы "Технологии доверенного взаимодействия" Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) Руслан Пермяков назвал главным "подводным камнем" безопасности беспилотного транспорта нерешенные вопросы идентификации устройств при межмашинном взаимодействии. При массовом применении, по его мнению, также остро встанет проблема предполетных и предрейсовых осмотров и то, чем и как заменить данную процедуру. Руслан Пермяков предложил использовать для решения данной задачи технологии цифровых двойников, но это повышает значимость данных телеметрии и необходимость их защиты.
При этом Александр Гришканич обратил внимание на то, что многие традиционные подходы к ИБ, апробированные при защите ИТ- и производственной инфраструктуры, на беспилотных системах работают плохо или даже не функционируют вообще. В случае тех же беспилотных аппаратов невозможно использовать комплексы защищенной связи, применяемые в традиционной авиации: как напомнил представитель "Газпромбанка", их габариты и масса больше, чем у основной массы дронов. Александр Гришканич также указал на то, что целый комплекс проблем пока себя никак не проявляет, но они могут стать заметны и значимы уже в ходе массовой эксплуатации беспилотных и автономных систем. Также он напомнил о том, что широкое распространение квантовых вычислений полностью скомпрометирует традиционную криптографию. По некоторым оценкам, это может случиться уже совсем скоро.