12K подписчиков

Мостовой - в детстве болел за «Динамо» (Киев)

4,2K прочитали

В ЦСКА его не оценили, не хотел переходить из «Красной Пресни» в «Спартак» и по дороге выходил из троллейбуса

Привет, с вами Игорь Рабинер.

А вы вообще в курсе, что Александр Мостовой - воспитанник ЦСКА? Но там, как он выражается, его «не рассмотрели». Генералы увидят его уже в «Спартаке», узнают, что он из армейской школы, взбесятся. Но будет уже поздно - Николай Старостин с Валерием Жиляевым к тому времени уже отмажут его от армии, и вернуть Сашу, пользуясь тогдашними цеэсковскими привилегиями, будет невозможно.

Мостовому исполнилось 55. Человеку, которого Олег Романцев назвал - наряду с Федором Черенковым - одним из двух самых талантливых людей, которых ему когда-либо доводилось тренировать.

В ЦСКА его не оценили, не хотел переходить из «Красной Пресни» в «Спартак» и по дороге выходил из троллейбуса Привет, с вами Игорь Рабинер.

Так же, как Олег Иванович, только с поправкой на юность, к нему относился и Константин Иванович, судя по знаменитому кадру из фильма Алексея Габриловича «Невозможный Бесков», где тренер в раздевалке гладит 19-летнего волосатого Моста по голове и приговаривает: «А учиться надо у Федора!»

В том году Мостовой рванет к лицевой линии и отдаст Черенкову через себя пас на золотой гол в ворота «Гурии» из Ланчхути - такой же, как Семак Зырянову с Грецией на Евро-2008.

Почитайте отрывок монолога Мостового из первого издания «Спартаковских исповедей» в 2011 году, чтобы понять, какой он был в молодости и насколько другой была тогда жизнь.

- К Романцеву я сначала попал в «Красную Пресню». Как-то отец договорился, чтобы меня посмотрели, и я приехал на стадиончик «Пресни». Кажется, был ноябрь, холодно, тренировались в хоккейной «коробке». Под ногами – снег и лед. Меня встретил Жиляев, спросил, кто я такой, и сказал, чтобы я шел переодеваться. А мне и не во что – по такой-то погоде! Нашли какие-то шаровары, кеды – так и вышел. И это происходило в течение недели. Потом приняли – но как это было, не помню.
Болел я в то время за киевское «Динамо». Поэтому фамилию Романцев если и слышал, то только краем уха. Тем более что и футбола-то тогда показывали мало, и телевизора дома не было – приходилось к соседям ходить. Киевляне тогда гремели в Европе, Кубок Кубков выиграли. У нас в области многие тогда за «Динамо» (Киев) болели. А то, что я занимался в школе ЦСКА... Так армейцы тогда из высшей в первую лигу и обратно «ездили», серьезным клубом не считались – и болеть за них мне и в голову не приходило.
В «Спартак» из «Красной Пресни» я переходить не хотел. Как такое возможно? Ну вот такой я был. Ни о чем таком высоком не мечтал, целей в карьере никаких не ставил. При этом отдавал себе отчет, как умею играть, но мыслил так: будет – значит будет, а нет – так и этому не расстроюсь.
Да и время такое было. Даже придя в «Спартак», знал, что, как бы ни играл, не смогу зарабатывать больше партнеров, поскольку ставки были у всех одинаковые. И вообще, деньги тогда мне были не нужны. Понимал, что в нашей стране купить все равно нечего и негде, а родители зарабатывали деньги, которых на пропитание нам хватало. О чем говорить, если на купленную родителями с горем пополам первую модель «Жигулей» мы всем классом пошли смотреть? Потому что там, где мы жили, машин вообще ни у кого не было.
Когда меня позвали в «Спартак», цену славе и деньгам я и близко не представлял. И в «Красной Пресне» у Романцева меня все устраивало. Приняли меня хорошо, коллектив замечательный, тренер великолепный, начальник команды Жиляев – чуть ли не второй отец. Я не понимал, что футболист, здорово играя, может заработать себе больше денег или перейти в другую, еще более известную команду!
В итоге перешел я в «Спартак» только потому, что меня как раз Романцев с Жиляевым и уговорили. Причем не только на словах. Они сами водили меня на тренировки до Сокольников! Несколько раз случалось, что отправляют меня из «Пресни» на тренировку в спартаковский дубль, я сажусь в троллейбус, а потом не доезжаю, куда следует, и просто гуляю по Москве. Однажды, узнав об этом, Романцев на собственной машине – кажется, оранжевой «копейке» – отвез меня на спартаковскую тренировку. А потом уже Жиляев садился со мной на троллейбус и не отпускал, пока не доводил до места назначения.

Мостовому очень повезло с началом карьеры. После сезона-85 Бесков решил, что пора строить новый «Спартак», и отчислил Гаврилова, Шавло, Сочнова и Сидорова. За следующий год до конца отстроить полузащиту не удалось, а уже в чемпионском 87-м в компанию к Черенкову идеально вписались Пасулько из одесского «Черноморца» и юный Мостовой, а к Родионову в атаку - Шмаров.

А еще через год «Спартак» возглавил Романцев, и первый же чемпионат при нем - еще одно золото. В первые три сезона он к 21 году дважды стал чемпионом СССР. Хотя перед 87-м чемпионства не было восемь лет!

За его спартаковские годы есть что вспомнить - взять хоть последний пенальти с «Наполи». Как Мост мне рассказал, он настоял на том, чтобы бить пятым, надеясь, что до него очередь не дойдет. Дошла. Забил.

Был еще лучший гол сезона в 90-м – «Металлисту» в манеже, когда он обвел полкоманды в штрафной. Вот только, когда Владимир Перетурин подошел к нему взять интервью, непривычный к этому Саша не смог связать двух слов. Теперь объясняет - перед тем Бышовец в сборной заставил его постричься, и ему в таком виде стыдно было перед людьми показываться!

В середине 91-го уехали в Европу Шалимов, Кульков и Шмаров, и казалось - кранты «Спартаку». И вдруг случилась блестящая вторая половина сезона, и в первую очередь - благодаря почувствовавшему себя полноценным лидером Мостовому. Какой победный гол он положил со штрафного будущему чемпиону - ЦСКА!

А после 91-го он уехал, причем со скандалом – «Спартак» уже договорился с «Байером» о приличной компенсации, но Мост взял и свинтил к друзьям Юрану и Кулькову в «Бенфику» за бесплатно. В итоге лиссабонцы все-таки заплатили. Как это удалось - история умалчивает. А Романцев не разговаривал с Мостовым полтора года, но администратор Жиляев уговорил Сашу ему позвонить. И тренер оттаял.

Летом 93-го, когда Мост глухо сидел на лавке в «Бенфике», Романцев позвал его назад в «Спартак», но он отказался. И, как показала его дальнейшая карьера, правильно сделал. А у ОИРа он еще отлично поиграл за сборную на стыке 90-х и нулевых. Даже опорником с Югославией в важнейшем отборочном матче ЧМ-2002 в Белграде.

Только одно в его судьбе как игрока для меня останется загадкой. Мостовой ухитрялся как-то проезжать мимо (или затрагивать совсем по касательной) очень многих культовых матчей.

Травма не позволила ему выйти на «Бернабеу» за «Спартак» против «Реала» - в четвертьфинале Кубка чемпионов на его месте сыграл Попович, которого уже никто и не помнит.

В матче 1999 года Франция-Россия на «Стад де Франс» его заменили еще до первого гола Панова тоже из-за травмы.

С Украиной в Лужниках его не было - опять травма, кажется. И в стыках ЧМ-98 с Италией - их с Карпиным после ничьей на Кипре Игнатьев с Колосковым зачехлили.

Стыки с Уэльсом в 2003-м? В домашнем ничего не показал, получил желтую и легендарный Кардифф имени Евсеева пропустил из-за дисквалификации.

Перед ЧМ-2002 дернул заднюю на товарищеском турнире на «Динамо», в Японию его взяли в расчете на плей-офф, но туда не вышли.

На ОИ-88, ЧМ-90 и Евро-92 - не взяли. Хотя весь 91-й был у Бышовца основным.

Не удались ему и те турниры, где он был - ЧМ-94, Евро-96, а после слов испанской прессе о физической готовности сборной вслед за стартовым матчем с Испанией на Евро-2004 Ярцев его выгнал. На этом и закончилась карьера.

Но искусником он был большим, и не зря испанцы назвали его Царем и хотели поставить (но не поставили) в Виго памятник. Вот только дальше «Сельты» он тоже не пошел, хотя талант позволял ему куда больше.

А то, что Мостовой не смог реализовать себя после карьеры - так не он первый, не он последний. По крайней мере, порадуемся тому, что он ведет нормальный образ жизни, регулярно играет в хоккей, не нуждается, в конце концов. Сколько больших мастеров от невостребованности вообще сгинуло!

По поводу того, что он говорит по ТВ, можно улыбаться сколько угодно. Главное, чтобы ему при этом было хорошо. А что не тренирует, не больно ценит тренерскую профессию и считает, что всё в футболе решает подбор игроков... Так, значит, не царское это дело - тренировать!

Подписывайтесь на мой канал!

Подписывайтесь на канал «РабиНерв» в YouTube

Также можно подписаться и на мой
телеграм-канал