«Поражает людей разряд
атмосферного электричества – молния.
А гром не поражает. Гром – это звук».
Волька, «Старик Хоттабыч».
Ещё со школы многим помнится сочетание трёх естественных наук, которое трудно с чем-либо спутать: физика, химия, биология. География, правда, тоже находится в этом же ряду, но подразумевает определённую топографию, наличие конкретного места-пространства в макро-размерности. А то, что в этой размерности описывают физика, химия и биология, происходит по единым законам, где бы и когда бы ни протекал интересующий процесс.
Психологическая безопасность, на первый взгляд, могла бы иметь отношение разве что к биологии, так как психика имеется лишь у живых организмов, да и то не у всех. Тем не менее, возможные угрозы, способные разрушить либо существенно поколебать психологическое благополучие, превосходно могут быть описаны с точки зрения физики, химии и биологии.
Физическое измерение угрозы психологической безопасности – все виды воздействий на психику человека, которые воспринимаются (оцениваются) им как механическое, термическое, электрическое, магнитное, электромагнитное либо сочетающее в себе данные варианты.
В литературной критике и журналистике нередко используется определение «хлёсткое выражение» – а это не что иное, как описание, указывающие на вполне конкретное физическое взаимодействие – хлестание. К сожалению, «хлёсткие» выражения и слова встречаются не только на страницах печатных изданий, но и в повседневной жизни. Соответственно, одна из разновидностей психологического вторжения – своего рода избиение при помощи слов, этакая вербальная порка. В результате такого нападения психика пострадавшего человека обзаводится ушибами, ссадинами. Словесные выпады помощнее могут иметь характер тяжёлого, буквально впечатывающего в поверхность, удара. Если подобной масштабной атаки развить не удаётся, нападающий способен попытаться «пригвоздить», проткнуть собеседника словами, или поранить его резкими (=режущими) высказываниями.
Самостоятельную группу воздействий составляют такие, которые создают постоянное избыточное давление на психику или «раздёргивают», «раздирают» её на части. В результате психика самопроизвольно или под воздействием незначительных раздражителей однажды коллапсирует, что проявляется «истериками» либо вспышками гнева якобы на ровном месте, внезапным упадком сил, депрессивными состояниями, странными поступками (которые в спокойном и уравновешенном состоянии человек бы ни за что не согласился совершить). Именно про такие ситуации говорят, будто «на душе камень», «морально раздавили», «подавили волю» (сдавливание) или «сердце разрывается» (запредельное растяжение).
Аналогией термического воздействия на психологическую безопасность выступает изменяющееся эмоциональное напряжение (интенсивность эмоций и переживаний), притом сам «нападающий» также подвергает себя перегрузке, «распаляясь» (разогреваясь до высоких температур) и «накаляя» эмоциональную обстановку вокруг себя. Человека, который ведет себя странно, высказывает какие-то дикие, по мнению окружающих, идеи, иногда сочувственно-иронично спрашивают: «Ты что, перегрелся?». В случаях же, когда «температуры» становятся максимальными, происходит печально известное «выгорание». Так же, как электрический прибор выходит из строя под воздействием подаваемого избыточного электропитания, психика обугливается и становится невосприимчивой ко всему, что когда-то волновало. К счастью, в отличие от электроприбора, во многих случаях психика уродуется на какое-то время, и ее можно, хоть и ценой огромных усилий, восстановить. Напротив, «ледяной» тон общения предполагает, что некогда привычный поток теплоты в адрес собеседника резко пресекается, создавая основание для возникновения комплекса «одиночество-холод-пустота». В повседневной жизни менее интенсивные изменения температурного фона общения обозначаются как «охладевшие взаимоотношения»: обмениваться теплотой становится уже либо невыгодно, либо невозможно.
Разного рода электромагнитные воздействия также способны выступать прототипами того, что происходит при нарушении психологической безопасности. В данном случае процессы касаются более эмоционально-волевой сферы, нежели рационально-эмоциональной. Отчего человека «тянет», как будто магнитом, в дурное окружение, к сомнительным мероприятиям и встречам, к совершению неблаговидных поступков? Словно некая сила, минуя размышления о целесообразности, рисках, возможных негативных последствиях, просто обволакивает, подобно магнитному полю, и увлекает человека к тому, от чего точно не станет лучше, а скорее всего, станет только хуже. А вот внутреннее ощущение, «будто током ударило», напротив, порой способствует усилению психологической безопасности. Впрочем, «удар током», как известно, бывает разной силы, а нейроны вообще взаимодействуют при помощи электрохимических процессов. И если этот условный «удар током», обеспечивая некоторое ментальное «озарение», предостерегает от поспешного принятия решения либо опрометчивого поступка – то в целом подобные «удары» скорее оберегают, нежели разрушают и человека, и его психику.
Когда же не удается уточнить, на что похожа угроза психологической безопасности, часто используют жаргонный глагол «динамить» (притом данное воздействие всегда идентифицируется как нежелательное, негативное, в отличие от уже ставшего привычным «драйва», который «заряжает» и «бодрит»). Продинамить кого-то – означает «привести в движение с некой целью, а затем внезапно отстраниться». Как себя почувствует человек, которого только что куда-то толкали, тянули, двигали, а теперь просто бросили в произвольном месте? Вероятно, примерно такое же впечатление возникло, если бы человека просто пнули, как мяч, и он неожиданно оказался в непонятном месте и неизвестно, зачем. Только в первом случае (если «динамили») может остаться воспоминание о некоем почти ураганном движении в потоке со сложной траекторией, захватывающими поворотами, завихрениями, во втором (когда просто «пнули») – лишь воспоминание о коротком и жестком пинке с последующим самостоятельным «полетом» из точки А в точку Б.
И все-таки можно заметить некоторое сближение физики и лирики, когда речь заходит о психологической безопасности. Люди находят нечто притягательное в величии природной стихии – сверкающие молнии, оглушительный гром, гигантские волны в морской пучине, трескучие морозы и палящее солнце, водопады и камнепады, в то время как [вот это вот всё] безопаснее всего созерцать на достаточном расстоянии. Достаточном для того, чтобы уцелеть и в очередной раз уразуметь собственную хрупкость, уязвимость, а порой – и беззащитность. Ну, а тем временем кто-то безудержно фантазирует о собственной способности сокрушать, испепелять, затоплять, взрывать, одним словом – разрушать и ломать, иногда даже не пытаясь задаться вопросом: а на кой. Не говоря уже о том, как научиться управлять этой мощью, понимать ее, хотя бы в целях предотвращения случайного самоуничтожения, самоповреждения по неосторожности или неумению (ну да, как в песенке Красной Шапочки – «ты размахнешься по сосне, а трахнешь по ноге»). И, конечно же, оберегая собственную и чужую психику, важно вовремя определить, где же именно заканчивается романтическая, патетическая или элегическая лирика и начинается такая беспристрастная, неизбежная Физика.
*Изображение отсюда: https://pix.playground.ru/other/95434/
Автор: Федяй Денис Сергеевич
Психолог, Индивидуальные консультации
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru