Найти тему
Владимир Гаранкин

ИСТОРИЯ ЗВУКОЗАПИСЫВАЮЩЕЙ СТУДИИ CHÂTEAU D’HÉROUVILLE. Часть 1

За этими воротами находится Château d’Hérouville. Фото из открытых источников в Интернете
За этими воротами находится Château d’Hérouville. Фото из открытых источников в Интернете

Давным-давно, когда мне в руки попал альбом Sweet Freedom группы URIAH HEEP, я обратил внимание на то, что записывался он не в домашней Lansdowne Studios в Лондоне, где музыканты работами над своими предыдущими пятью альбомами, а в студии Château d’Hérouville во Франции. Это было задолго до эры Интернета, и мне оставалось довольствоваться лишь этим сухим фактом, рисовать что-то в своем воображении и удивляться тому, что студия звукозаписи может располагаться в замке.

Спустя много лет, в процессе работы над статьей, посвященной 50-летию выхода альбома Sweet Freedom, я вернулся к этой теме. Она меня заинтересовала, и я решил посвятить ей несколько страниц. Возможно, этот материал, в основу которого легли заметки французского журналиста Франка Эрнольда, покажется интересным кому-то еще.

Строительство замка в д’Эрувиле был закончено в 1740 году неким Годо, архитектором римской школы, на руинах своего предшественника XVI века. Внешне он совсем не похож на замок в том классическом виде, в котором я представляю эту конструкцию. Сам замок состоит из двух крыльев, а также включает в себя ряд вспомогательных построек.

Таким Château d’Hérouville был в 20-х годах прошлого века. Фото из открытых источников в Интернете
Таким Château d’Hérouville был в 20-х годах прошлого века. Фото из открытых источников в Интернете

Создание студии звукозаписи, которую в разных англоязычных и франкоязычных источниках называют по-разному: Château d'Hérouville, Studio Hérouville, Michel Magne Studios, Strawberry Studios, а также в шутку Honky Château, неразрывно связано с именем Мишеля Маня. В 50-е годы прошлого века этот человек, внешне похожий и на Жерара Депардье, и на Фила Коллинза, стал известен как один из пионеров электроакустики, композитор симфонической музыки, поп-аранжировщик, а также сочинитель музыки к кинофильмам. Мань был своим человеком на Монмартре, где он долгое время жил. Мишель дружил с писательницей Франсуазой Саган, поэтом Борисом Вианом, певцом Анри Сальвадором, пианистами Жаком Луссье и Эдди Барклаем.

Основатель студии Мишель Мань. Фото из открытых источников в Интернете
Основатель студии Мишель Мань. Фото из открытых источников в Интернете

О замке д’Эрувиль Мань впервые услышал от своего приятеля в начале 60-х годов. Расположенное в небольшой одноименной деревушке, в нескольких милях от городка Овер-сюр-Уаз (том самом, где жил, рисовал, умер и похоронен Винсент Ван Гог) и Понтуаза и в 30 км к северу от Парижа, это огромное двухэтажное строение оставалось заброшенным в течение нескольких десятилетий и находилось в плачевном состоянии. В XIX веке оно использовалось как почтовая станция между Версалем и Бове и как гостиница. Согласно легенде, композитор Фредерик Шопен и писательница Жорж Санд встречались там по выходным для свиданий.

В то время замок принадлежал дочери известной во Франции писательницы первой половины XX века Габриэль Колетт. Мишель Мань посетил это место и сразу же был очарован им. Он купил его на пару с другом в 1962 году, оставив за собой левое крыло жилой площадью почти 800 квадратных метров на трех уровнях.

Для финансирования своего проекта ему приходилось писать более десяти оригинальных партитур в год (старшему поколению у нас в стране Мишель Мань известен как автор музыки для серии фильмов о Фантомасе и Анжелике). После того как его друг погиб в 1965 году в автокатастрофе, Мань купил другое крыло и также занялся его ремонтом.

Представлять этого персонажа нет необходимости. Фото из открытых источников в Интернете
Представлять этого персонажа нет необходимости. Фото из открытых источников в Интернете
 Мишель Мерсье в роли Анжелики. Фото из открытых источников в Интернете
Мишель Мерсье в роли Анжелики. Фото из открытых источников в Интернете

Будучи настоящим гедонистом и гурманом, Мишель Мань стал регулярно приглашать артистическую богему (режиссеров, руководителей звукозаписывающих компаний, музыкантов, певцов) навестить его и провести выходные в полностью отремонтированном замке. Для всего парижского шоу-бизнеса в конце 60-х годов замок в д’Эрувиле становится знаковым местом.

Музыкальная комната Мишеля Маня в левом крыле замка. 1967 год. Фото: https://ernould.com/
Музыкальная комната Мишеля Маня в левом крыле замка. 1967 год. Фото: https://ernould.com/
Спальня Мишеля Маня в левом крыле замка. 1967 год. Фото: https://ernould.com/
Спальня Мишеля Маня в левом крыле замка. 1967 год. Фото: https://ernould.com/
Левое крыло замка на заднем плане и часть сада. 1967 год. Фото: https://ernould.com/
Левое крыло замка на заднем плане и часть сада. 1967 год. Фото: https://ernould.com/

26 мая 1969 года пожар по неосторожности или, как многие предполагали, поджог серьезно повредил левое крыло замка. Оригиналы партитур к фильмам, неизданные мастер-кассеты, пластинки, музыкальные инструменты, картины, книги, музыкальная комната – огромная часть Мишеля Маня-композитора исчезла в огне. Но Мань принял вызов судьбы. Он решил переехать в правое крыло и заменить свою музыкальную комнату полноценной студией, построенной на втором этаже, под крышей.

Целью Маня было получить возможность работать над собственными композициями, приглашать музыкантов и работать вместе с ними в спокойной обстановке, не следя за временем. Настоящую домашнюю студию в то время могли позволить себе очень немногие люди.

Для начала он купил подержанный 4-дорожечный магнитофон Studer и микшерную консоль, настроенную его старым другом-самоучкой в области электроники Жераром Делассю и двумя молодыми помощниками, которые помогли обустроить студию и запустить ее.

Не зря говорят, что аппетит приходит во время еды. Мань весьма скрупулезно отнесся к своему проекту студии на мансарде площадью более 100 кв. метров и потолком в 6 метров, продумав все до мелочей. Он оснастил ее самым продвинутым на тот момент профессиональным оборудованием, украсил винтажной люстрой и спрятал за звуконепроницаемыми дверями.

Мишель Мань в аппаратной. Фото из открытых источников в Интернете
Мишель Мань в аппаратной. Фото из открытых источников в Интернете

Между тем расходы росли, и Мань все отчетливее понимал: для того чтобы сделать свои инвестиции прибыльными, он должен превратить это место в коммерческую студию, что в итоге и было сделано. С этой целью 21 ноября 1969 года была образована компания S.E.M.M. (Société d'Registrement Michel Magne, или «Звукозаписывающая компания Мишеля Маня»), в управлении которой находилась студия, которую владелец назвал Strawberry.

Хотя это место находилось на некотором удалении от Парижа, здесь было все необходимое для творчества и отдыха. В каждом крыле располагалось более десяти комнат, а территория парка отлично подходила для длительных прогулок.

При этом стоит отметить, что Мишель Мань обладал гениальной интуицией в отношении концепции жилой студии, совершенно неслыханной во Франции в то время. Действительно, крупнейшие студии Парижа принадлежали самим звукозаписывающим компаниям (Philips, Barclay, Decca, Pathé), и там царила армейская атмосфера: дресс-код, задачи строго определены в памятках и инструкциях. Рабочий график составлялся на год вперед, основываясь на прогнозах выхода пластинок, сделанных службой маркетинга.

В конце 60-х годов в Париже было очень мало независимых студий высокого уровня. Достаточно назвать такие как Europasonor, Acousti, CBE, Studio 10 и Davout.

В студиях звукозаписывающих компаний росла психологическая дистанция между штатными сотрудниками технических служб, проявлявшими лояльность к работодателям и соблюдавшими установленные правила и порядок, и музыкантами и певцами, которые отращивали волосы, экстравагантно одевались и заявляли, что хотят изменить музыку и окружающий мир.

Статья и содержащийся в ней материал (текст и фотографии) носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).

# рок-музыка # звукозаписывающие студии # Мишель Мань # Франция # рассказы #