Найти тему
РЯБИНИН | ФОТОПУТЕШЕСТВИЯ

Почему Америка боится Китая, а Россия открывает ему двери и в ножки кланяется...

Хотел проиллюстрировать статью фотографиями Москвича, но осознал, что это будет зашкваром, поэтому фоторяд к моим словам будет из того, что хотелось бы видеть и у нас, но пока от этого мы все удаляемся. Впрочем, пора вернуться к теме собственно публикации, а не фотографий, имеющихся здесь лишь для красоты и бессильной зависти и желчевыведения у псевдопатриотов...

А рассказать я хотел о том, что отличает Россию и США. Почему там так боятся Китая, а мы ему открыли ворота, постелили ковры и кланяемся в пояс. Естественно, что затронет статья автомобильный рынок, в котором, так или иначе, я что-то понимаю и в котором проработал больше 10 лет, включая роль консультанта не абы кого, а крупнейшей ассоциации производителей оборудования для авто в США и во всем мире. И начну как раз с этой самой Америки...

-2

Итак, не секрет, что Китай рассматривает рынок США и Европы с гораздо большим интересом, чем рынок России. Прежде всего по финансовым соображениям. В Россию можно продавать "дешевые бусы", а в Америку и в Европу что-то посерьезнее. Россия заказывает в Китае дешевое оборудование и приклеивает на него свои шильдики, а США и Европа передают Китаю лицензии и организуют сборку своей продукции или же производство этой продукции с организацией рынка сбыта по всему миру. Смеха ради стоит конечно упомянуть, что роль "лицензионного сборщика" теперь перешла к России, только уже на китайские автомобили, и не самые перспективные, кстати. Но это другой вопрос.

Естественно, что в США в свое время ринулось множество серьезных брендов. И для США это стало проблемой. Если дорогую турбину для автомобиля можно купить дешевле, если она будет родом из Китая, то зачем покупать турбину американского бренда. Это во многом и стало причиной того, что США стали размещать свое производство и лицензионную сборку в Китае, оставив за собой право принятия решений и контроля. Но Китаю и этого было мало, и в США полезли "автономные" бренды, начавшие конкурировать.

-3

Прежде всего, давайте вспомним, что в США есть и очень развит рынок автомобилей и сопутствующих товаров и услуг. Есть свои собственные бренды, занимающие довольно большой сегмент автопромышленности, есть свои производители комплектующих и оборудования, и что самое главное - есть рынок aftersale-продукции, в которую входит и тюнинг, являющийся в США одним из существенных центров экономики. И этот рынок не просто развит, он громаден и всеобъемлющ, начиная ателье по перетяжке кресел и заканчивая производством эксклюзивных деталей. Чтобы представить, рынок тюнинга и индивидуализации автомобилей в США - это современный крейсер в сравнении с выдолбленной из ствола дерева каменным топором лодчонкой аналогичного рынка в России. Если вы хотите этот факт оспорить, то вы ни черта не смыслите в теме!

Так вот появление Китая на горизонте конкуренции поставило местных производителей в затруднительное положение. Работник на заводе Чипа Фуза не будет работать за миску риса, а сам мистер Фуз не станет делать дешевую профанацию. Соответственно, его позиции ослабевают, так как у обывателя есть выбор: купить блестяшку с Алиэкспресса (образно) или такую же блестяшку с гордым лейблом Made in U.S.A. Естественно, что блестяшка из Китая будет качественной, ибо потребитель в США хоть и горазд сэкономить не хуже наших, но привык к относительному качеству продукции, даже если это кондиционер, работу которого слышно на Луне индийскому луноходу, потому что другой вообще не долетел. Зато свое!

-4

Естественно, что много оборудования все же делается в Китае. Тот же американский бренд автокомпрессоров ViAir - братьев российского бренда Berkut, собираемых в одном месте. Время диктует и даже США не способны противостоять его трендам. Но США все же пытаются как-то сохранить то, что имеют и развить это. Есть ассоциация SEMA, например, есть мистер Трамп. Это мы тут троллили Трампа и некоторые в США его недолюбливают, но вы знаете, что мистер Трамп немного прикрыл окно для Китая, дав своим производствам немного вздохнуть и поднять чело?

В двух словах, в США есть понимание того, что продукция из Китая и его "экспансия" через океан губительны для локального производства, что не сразу поняла Европа, начав платить за это уже сейчас. У всех была на слуху остановка конвейера Mercedes-Benz, но только не все знают, что эта остановка была спровоцирована и отсутствием комплектующих из Китая, мирно лежащих в контейнерах, а то и не имея оных далеко от них. США тоже не избежали этой "иглы", но в чем-то они способны выжить, если Китай завтра закроется от мира. И выживут, в отличие от других.

-5

Кстати, маленький уход в сторону... На международных выставках в США проходят некие "опросы" специалистов, которые высказываются за те или иные новые товары, представленные на выставке. Я тоже участвовал как специалист, вот с таким приборчиком, отдавая свои голоса за то, что по моему мнению имеет перспективы на рынке с последующим пояснением своего выбора, естественно. Так вот в один раз продукция из Китая мирно соседствовала с американской, а вот когда их стало очень много - Китай вообще выселили в отдельный павильон, напоминавший наши сегодняшние автовыставки в Москве с кучей дешевых лампочек. Выселили Китай не спроста - чтобы не мешал продвижению локальной продукции в главных павильонах. Надо ли говорить, что в павильноне с китайской продукцией народа было раз в 10-15 меньше. Символично!

-6

Перенесемся в Россию, где Китай занял уже такие позиции на рынке, о которых пять лет назад не мог и мечтать. Такие бренды как Haval, Chery и Geely пробивались с огромным трудом, завоевывая доверие к продукции из Китая, пытаясь хоть как-то развернуть покупателя лицом. Но тут все поуходили из России, и в Россию полезли все, даже те, на которых вчера 99% россиян смотрели бы через смех и слезы. А уж почитать рассылки, так каждый УеньхУньчУньМоторс - это образец технологического прорыва и будущее мирового автомобилестроения.

Более того, если в Китае собирают по лицензии Volkswagen, например, то делают это для удешевления автомобилей для рынка Азии. Россия пошла по своему пути: в России собирают по лицензии китайские автомобили, чтобы они стали дороже своих аналогов, если их притащить напрямую из Китая. Конечно же вы поняли, о каком таком "российском" чуде я говорю. Добавляем к этому коктейлю "Молотова" экспроприированные заводы ушедших брендов, на которых будут собирать очередные блестящие бусы для русских и картину можно считать законченой.

-7

Я даже отступлю чуть-чуть в сторону и расскажу занимательный факт: на заводе по сборке китайского автомобиля в России (не Москвича) металл для прессов привозят из Китая. Не потому, что дешевле, а потому что их не устраивает качество российского металла, и об этом представители завода не очень охотно, но все же говорили, чтобы как-то оправдать свое поведение, не очень "патриотичное" к месту, где им предоставили такие возможности для производства и сбыта. Я уже молчу про детали для автомобилей и комплектующие для моторов. Как тут заметила одна не очень зрячая мадам из правительства - в России даже АКПП своей нет для установки на ВАЗ. То есть, раньше она этого не видела, а тут прозрела. Только поздновато, как мне кажется, как и с гвоздями.

То есть, ситуация совершенно иная: в России просто ничего не осталось. Как бы не брызгали слюной "Соловьи", как бы не "удивлялись" чиновники и как бы не кичились лунной программой псевдопатриоты, у России нет ни-че-го. Те крохи, которые как-то сумели выжить и производят что-то конкурентоспособное - не способны обеспечить страну и ее нужды. Как правило это небольшие производства типа СТО22-Бийск, делающего на своих мощностях небольшое количество наименований надежных запасных частей для УАЗ. Или тот же РИФ, делающий на своем заводе в Подмосковье силовой тюнинг для автомобилей, но это касается только железа, а не остальной продукции. Или что-то вроде Автокемпер Пром из Коломны, производящего кемперы даже на экспорт. Или это Софрино Электротранспорт, сумевшие заместить западную продукцию для железных дорог и электротранспорта. Пусть в минимуме наименований, но как-то выживавших до этого всего и выживших в этом всем. Опять же, повторюсь, это единицы. Они есть, но их мало в масштабе страны, и они не способны заменить то, что мы добровольно отдали Китаю.

-8

Итого, давайте просто попытаемся вспомнить любой завод известный вам, еще не разграбленный эффективными менеджерами. В моем случае это либо полуубыточное предприятие, клепающее что-то низкосортного качества по госзаказам или для скромного рынка, или это нормальный и рабочий проект, но намертво завязанный с Китаем или Турцией, в лучшем случае. У нас банально нет даже своих станков - их приходится заказывать в Белоруссии или в Китае. Смешно? Мне вот не очень!

Тут стоит упомянуть один "свечной заводик" из железнодорожной темы. Это КубаньЖелДорМаш. Так или иначе, на заводе производят ряд нужной продукции, но чиновники почему-то закупают продукцию из Китая, не выдерживающую критики, не отвечающую гарантийным обязательствам, но кому-то, видимо, приносящее прибыль. То есть, даже те скромные производства в России, которые еще могут что-то делать, оказываются этой самой России не нужны вовсе. Есть же друг Китай, а скоро еще "специалисты" из Африки приедут - вот тогда заживем. Простите, но у меня складывается ощущение, что мы уже почти приплыли. Не так!?

-9

Итого, подводя мое ворчание к какому-то знаменателю, в США так или иначе есть понимание того, что Китай ставит крест на своих заводах и своей продукции, а значит какой-то номинальной автономности и самостоятельности. Уже не полной, конечно, но все же. Поэтому Китай там потенциальный враг, с которым пока дружат в силу известных обстоятельств.

В России вроде и есть понимание, что Китай начинает манипулировать и окончательно уничтожать производственную самостоятельность страны, но ему только помогают, одобряют, даже в ущерб своим собственным заводам и производствам. И дальше будет только хуже, запомните мои слова. Завтра мы будем только качать нефть и везти в Китай лес и руду. Хотя, постойте, мы уже сейчас это делаем, и не удивлюсь, если завтра этим на территории России будут заниматься китайские компании. А россияне будут работать за миску риса. Норм чО!