Помните времена, когда такси можно было заказать только по телефону, или приходилось ловить на дороге? Теперь через приложение можно заранее узнать, какой таксист приедет и во сколько обойдётся поездка. Но ничто не идеально в этом мире. Вслед за удобством и снижением стоимости услуг такси, пришли и проблемы. До сих пор остро стоят вопросы безопасности и ответственности агрегаторов. С 1 сентября вступают в силу некоторые положения закона о такси. Кому запретят работать водителями и за что будут отвечать сервисы?
Долгожданный закон о такси (№ 580-ФЗ) был принят ещё в конце 2022 года. Но основные его положения вступят в силу только 1 сентября 2023 года. В нём рассказывается о том, кому можно устроиться на работу в такси, какие выдвигаются требования к перевозчикам и как устанавливаются тарифы. Но нас, как пассажиров, больше интересует вопрос кто и на чём нас везёт.
Требования к водителям
Главное — к перевозкам пассажиров не допустят водителей с непогашенной или неснятой судимостью за:
- убийство;
- причинение тяжкого вреда здоровью;
- грабёж;
- разбой;
- похищение человека.
Нельзя также будет работать водителям, которые совершали преступления против:
- половой неприкосновенности и половой свободы личности;
- общественной безопасности;
- основ конституционного строя и безопасности государства,
- мира и безопасности человечества.
Речь идёт о преступлениях, которые относятся к средним, тяжким и особо тяжким.
Но сразу оговоримся — как только судимость будет снята или погашена, человек, совершивший любое преступление, сможет устроиться в такси. Судимость считается погашанной через 3 года после выхода на волю, если гражданин отбывал срок за преступление небольшой или средней тяжести, через 8 лет за тяжкое и через 10 — за особо тяжкое. За примерное поведение снять судимость можно и раньше. Реклама Счет для бизнеса от Альфа-банк Бесплатный счет и кэшбек до 100% для бизнеса. До 5% кэшбек за расходы по карте для бизнеса. Переводы со счёта ИП на свой личный счёт до 100 000 ₽ без комиссии. Оформить
Также к управлению такси не допустят водителей:
- которые имеют более трёх неоплаченных штрафов за день до перевозки;
- которых лишали водительских прав или арестовывали за нарушение ПДД более одного раза за последний год;
- которые не прошли аттестацию на знание местности и законов.
Аттестация предполагает, что будущий водитель такси должен сдать специальный экзамен. Его проверят насколько хорошо он знает, где в городе находятся вокзалы, больницы, памятники истории и культуры, школы и университеты, стадионы, здания администраций. Также он должен знать правила перевозки пассажиров и багажа, а также понимать, что делать при чрезвычайной ситуации.
Требования к автомобилям
Автомобиль должен выглядеть так, чтобы было понятно, что это такси. Иметь:
- жёлтый цвет кузова,
- «шашечки» на боку,
- оранжевый фонарь на крыше.
В салоне автомобиля пассажир должен видеть:
- ФИО водителя;
- номер авто;
- название перевозчика;
- номер реестра перевозчиков;
- срок действия разрешения;
- телефон перевозчика для приёма жалоб и предложений;
- телефон уполномоченного органа.
Регионы могут устанавливать дополнительные требования. Например, использовать другой цвет кузова такси, снизить экологический класс автомобиля. Они также могут дополнительно проверять водителей на знание города и требований законодательства о такси.
Требования к агрегаторам
Агрегаторы в законе именуются «службами заказов». Это Яндекс Go, Gett, Ситимобил, «Максим» и другие сервисы. Они лишь принимают заказы от клиентов и передают их исполнителям — таксопаркам и водителям. Сервисы по-прежнему не будут никак контролировать таксопарки и водителей. Они не смогут проверить, например, есть ли у водителя полис ОСАГО, справка об отсутствии судимости, как оформлены трудовые отношения с таксопарком и т. д.
Но зато агрегаторы будут нести ответственность за вред жизни, здоровью и имуществу пассажира:
- если у перевозчика не было разрешения на перевозку или его аннулировали (ответственность с агрегатора снимается, если он предупредил власти о том, что не смог проверить данные водителя или перевозчика в реестре);
- если пассажира не уведомили о наименовании перевозчика;
- если страховка по ОСАГО не покрыла ущерб.