В эфире передачи Экономика по-русски Михаил Хазин и Алексей Бобровский обсудили актуальную тему:
Одна из санкций, которая ещё не введена, и которая, может быть, будет введена, если, разумеется, Евросоюз не посыпется – это будет запрет любым судам, которые проходили не через российские порты, а просто по российским территориальным водам, то есть по Севморпути, заходить в европейские порты.
Алексей Бобровский:
Да. Это будет довольно мощно.
Михаил Хазин:
В результате китайцам будет не интересно плыть по Севморпути. Правда, ответная реакция будет тоже. Потому что если, например, Россия запретит входить в свои порты и территориальные воды судам, которые застрахованы в рамках системы Ллойдс, то это тоже будет большая проблема.
Потому что, например, российское зерно –принципиальный участник рынков. И, соответственно, западная система, где долларовые рынки без российского зерна – это будет очень большая проблема.
Алексей Бобровский:
Я полностью согласен, это обоюдоострая история. И это только ускорит фрагментацию мировой экономики, то есть развал на отдельные макрозоны. Видимо, и такие действия стоит нам ждать.
Причём я по Арктике тоже несколько раз говорил, мне кажется это важно. Ведь даже вот эта теория глобального потепления очень интересна. Они на Арктическом совете, откуда Россию, естественно, вышибли как только началась СВО, очень стремились долгое время доказать, что северные воды действительно освобождаются ото льда значительную часть судоходного периода.
А если по международным стандартам не очень хорошо освоена прибрежная территория, то они могут поставить на пересмотр границу этих территориальных вод и считать их международными. Такая лазейка есть.
Именно поэтому, кстати говоря, последние годы такое внимание к Арктике у нас – мы осваиваем эти территории. И правильно делаем, потому что от них можно ожидать всего. Но это, если верить в теорию глобального потепления.
Михаил Хазин:
Теория глобального потепления, может быть, и не верна, но повышение температуры в Арктике таки верно.
Но есть одна маленькая тонкость, которая состоит вот в чем. Пример: в Соединённых Штатах Америки действует закон, по которому суда, которые занимаются каботажным плаванием, то есть не отходя далеко от берега, обязаны быть произведены в Соединенных Штатах Америки.
Представьте себе, что мы примем соответствующий закон. Тогда по Севморпути смогут ходить только российские корабли. Попыткой сделать это международными водами… Мы же все понимаем.
Собственно, мы увидели это на примере зерновой сделки. Все страховые компании, причём они даже по Дунаю перестали страховать, потому что граница с "незалежной".
То есть в этом смысле мы оказываемся в ситуации, при которой они начинают бить по самим себе. У них была идея, что они выделят, вычленят Россию, но фокус не прошел. Прежде всего потому, что они обнаружили, что их собственных ресурсов недостаточно для того, чтобы сохранять те рынки, без которых они сами существовать не могут.
Читать в продолжение темы: