Помню, в детстве, когда меня хвалили знакомые, моя бабушка, не стесняясь моего присутствия, отвечала им: «Да что в ней хорошего, губы тонкие, на голове три волосины». Она не была злой женщиной, меня любила – просто вот такую реакцию она считала правильной по каким-то неведомым причинам.
И с малолетства я уяснила 2 вещи: что я некрасивая серая мышь и что комплименты обязательно надо опровергать.
И ничего, что у меня была кудрявая грива натуральных золотых волос до пояса, а губы были вполне среднестатистическими. Родителям/бабушке/дедушке я верила больше, чем зеркалу. Они большие, а я маленькая. Им виднее.
И ничего, что в школе я была отличница, а впоследствии получила красный аттестат и медаль. Я считала, что это вообще не достижение, гордиться нечем. И ценить себя не за что.
Вернемся к комплиментам
Я принимала их застенчиво и часто опровергала, как это делала моя бабушка. Я абсолютно не ценила ни себя, ни свою работу – всегда считала и свою внешность, и свой труд обыденными и не заслуживающими внимания.
Комплименты я не делала никому. Это было как зеркало – в моей голове сложилась установка, что если я скажу приятное человеку, то ему придется себя принижать и обесценивать в ответ. А я не хотела причинять людям неудобство. Абсурд, но факт.
И только годам к 20 я разбила эту установку, когда начала общаться с открытыми и знающими себе цену людьми. Они легко хвалили, отмечали достоинства, они умело принимали комплименты и уместно их возвращали.
Моя реакция в те первые моменты: «А что, так можно было?»
Сейчас...
...я всегда скажу приятное, если хочу, если мне нравится образ, макияж, выступление, работа. Я от души хвалю и от сердца радуюсь.
Сейчас я на любую похвалу обязательно отвечаю и отвечаю правильно. Как минимум, «спасибо» с ощущением сердечной благодарности, как максимум – ответный комплимент, честный и от души.
Теперь я ценю себя, свои достижения, свой опыт. Сейчас понимаю, что мое трудолюбие, ответственность, гибкое мышление, скрупулезное изучение мелочей любого дела всегда были моими лучшими козырями, а я их обесценивала и не могла себя самопрезентовать.
Потому и получала по жизни одни шишки. Один щелчок по носу – открой глаза, девочка. Второй удар в лоб – неужели не понимаешь, что не там завязла? Третий – не хочешь по-хорошему, будет по-плохому. А дальше – снежный ком бед и несчастий, который катался по мне лет 15…
И отшлифовал абсолютно другую личность, взамен той семилетней застенчивой малышки, которая уже тогда считала себя никем…