Однажды известная московская предприниматель Анна Васильевна Лопатина затеяла построить дом с конторой. Занималась она делом для дореволюционной Москвы экзотическим – поставкой морепродуктов, устриц, мидий, крабов, морских ежей и прочих гадов. Пик увлечения этим деликатесом, пришёлся на вторую половину девятнадцатого столетия – до этого устрицы считались пищей бедняков. Кстати, тогда же придумали знаменитое правило буквы «Р» – устриц можно есть только в месяцы, в названии которых есть эта буква. То есть с сентября по апрель.
Но не о том.
Анна Васильевна купила огромный участок земли рядом с Садовым кольцом и Новинским бульваром, на Большой Никитской, 54. И хотела пойти традиционным путем – большой сад, несколько поместных домишек, разбросанных по участку, главный дом... Типа, усадьба в городской черте. Так бывало часто, особенно с людьми, чей вкус не успевал за ростом благосостояния.
На счастье жены почётного гражданина города Москвы в её жизни появился архитектор Александр Каминский.
Про него стоит сказать особо.
Александр Степанович Каминский – ученик Тона (придворного архитектора), зять купцов Третьяковых. Из-за этого у него было много заказов в купеческой среде. А ещё он вырастил целую плеяду московских архитекторов высшего класса. В конце 1880-х годов помощником Каминского работал начинающий архитектор Федор Шехтель. Другим его помощником более десяти лет был архитектор Иван Барютин, который вёл часть строительных заказов Каминского. Через школу фирмы Каминского также прошли такие будущие мастера, как Иван Бондаренко, Иван Машков, Максимилиан Геппенер, Семён Эйбушиц, Леон Даукша, Константин Терский.
Карьера Каминского оборвалась трагически: в 1888 году возводимый его конторой дом 10 по Кузнецкому мосту обрушился. Каминский был признан виновным в нарушении строительных норм безопасности и приговорён к шести неделям ареста. По выходе из кутузки не мог долго отделаться от позора, ничего не помогало. И... «тупо спился».
Но в 1876 году он был еще в купеческом фаворе. И создал шедевр псевдорусского зодчества для купчихи Лопатиной.
Особняк выстроили в так называемом «русском стиле». Извилистые линии, круглые формы, декоративные элементы — всем этим архитектор украсил фасад в допетровском ключе. Он специально заказал кирпич двух цветов, чтобы сделать ромбовидные узоры. Кстати, как кажется, именно здесь остальные купцы подсмотрели идею украшать дома разноцветными изразцами. Под склады и холодильные камеры отвели цокольный этаж, контору сделали на первом этаже. На втором расположились комнаты хозяйки и те, которые она сдавала в аренду. А двор украсил сад с искусственным водоёмом. Сегодня в этой усадьбе резиденция посла Бразилии. А дом недавно отреставрировали.