Найти в Дзене
psymed

Цавд танем/возьму твою боль - эмпатия и поддержка

В армянском языке есть такое выражение «цавд танем» - «возьму твою боль». В грузинском языке - аналогичное выражение «шени чири ме» - «твоя беда – мне». Когда я впервые услышала, мне очень откликнулись эти фразы. Они такие светлые, поддерживающие, эмпатичные. Очень интересно, что эти выражения употребляются во время приветствия, вместе со словом «здравствуй» и это не просто специально направленная поддержка в трудной ситуации, это безусловная поддержка человека, как только ты его встретил. Как у Карла Роджерса есть безусловное принятие, когда мы вне зависимости от действий клиента принимаем его. Принимаем и не оцениваем. Так и здесь – безусловно сопереживаем, безусловно поддерживаем. Эмпатия является sine qua non (непременным условием) консультирования и психотерапии. Так и К. Рождерс отмечает, что одной из характеристик эмпатии является безусловность, безоценочность. Консультант чутко и точно реагирует на переживания клиента, словно это его собственные переживания, что позволяет идент

В армянском языке есть такое выражение «цавд танем» - «возьму твою боль».

В грузинском языке - аналогичное выражение «шени чири ме» - «твоя беда – мне».

Когда я впервые услышала, мне очень откликнулись эти фразы. Они такие светлые, поддерживающие, эмпатичные.

Очень интересно, что эти выражения употребляются во время приветствия, вместе со словом «здравствуй» и это не просто специально направленная поддержка в трудной ситуации, это безусловная поддержка человека, как только ты его встретил.

Как у Карла Роджерса есть безусловное принятие, когда мы вне зависимости от действий клиента принимаем его. Принимаем и не оцениваем.

Так и здесь – безусловно сопереживаем, безусловно поддерживаем. Эмпатия является sine qua non (непременным условием) консультирования и психотерапии. Так и К. Рождерс отмечает, что одной из характеристик эмпатии является безусловность, безоценочность.

Консультант чутко и точно реагирует на переживания клиента, словно это его собственные переживания, что позволяет идентифицировать разнообразные чувства  — злобу, страх, враждебность, тревогу, радость, — так клиент имеет возможность лучше услышать и понять себя.

Конечно, в работе психолога сопереживание и сочувствие и заключается в том, что мы остаемся «на берегу», чтобы была возможность помочь клиенту:

"Войдя в мир другого человека, консультанту важно оставаться автономным от клиента, т.е. сохранить самость." К. Роджерс

Специалисту важно сохранять для ощущение "как будто другой человек", что позволит не допустить полной идентификации с клиентом, излишнего погружения в его состояние. Мы смотрим на мир клиента с его позиции, под тем же углом, но не его глазами.

"Глаз клиента засорен, а терапевта свеж и бесстрашен, так как стоит в эмпатии на той же точке, но стоит на свободе. Если я действительно открыт тому, как понимает жизнь другой человек, и принимаю его мир в свой, то рискую начать смотреть на жизнь его глазами и вследствие утраты самости сопротивляться изменению вместе с ним. Другая крайность состоит в полном сохранении собственного взгляда на мир, скрупулезном анализе и излишней оценке, и тогда понимание другого человека становится недоступно".

Хотя поддержка и сопереживание со стороны близких не несет в себе тех целей, которые ставит консультант, глобальная цель схожа - помочь дорогому человеку.

Безусловная поддержка, эмпатия, сочувствие и сопереживание от близкого человека, друга важна для каждого, вне зависимости от жизненной ситуации.

Она может стать тем самым ресурсом, которого не хватает, чтобы почувствовать себя любимым, ощутить заботу.

Заботьтесь о близких, берегите себя.

Маликова Любовь - клинический психолог, спортивный психолог