«Пожалуй, уйду я из этого офиса! Начальник – зверь, денег платят мало, работа скучная и неинтересная. Лучше уж буду лежать с ноутбуком на пляже, писать в своё удовольствие по 3 часа в день и зашибать миллионы, работая на себя».
Отличный план действий для будущего копирайтера. Но суровая реальность часто вносит коррективы:
• Вместо трёх часов на пляже получается 13 часов за компьютером.
• Когда в 30-й раз приходится править текст о погрузчиках, удовольствие пропадает.
• Миллионов что-то не видать, особенно на первых порах.
А ещё я САМ отвечаю за всю свою деятельность и являюсь единственной причиной своих побед и неудач.
Какая самая большая проблема всех фрилансеров: копирайтеров, дизайнеров, айтишников? Правильно: самостоятельно себя организовать. В офисе эту функцию выполняет тот самый зверь-начальник. А когда его нет, фрилансеру приходится заниматься самомотивацией. И я прекрасно знаю из опыта, что многие с этим не справляются.
В то же время, если копирайтер действительно начнёт работать сам на себя, то имеет реальный шанс в 2-3 раза увеличить свой доход.
Вот только как труд в офисе поменять на собственный бизнес?
Сделать это можно, если подойти к делу правильно.
1. Самоорганизация
Проблема №1 для фрилансера – как себя организовать. Тот, кто оказывается в итоге не способен на фриланс, обычно имеет проблемы именно с этим.
Что тут нужно уметь?
• ЧЁТКО СОБЛЮДАТЬ СРОКИ И СВОИ ОБЕЩАНИЯ.
• Выстраивать свой режим дня.
• Работать, даже когда не хочется.
С самого начала надо готовиться к тому, что работать придётся БОЛЬШЕ, чем в офисе. А порой и быстрее. Потому что тут нет целой «армии» менеджеров, секретарей и начальников, заслоняющих меня своей грудью от недовольства клиентов. И вместо репутации фирмы приходится ставить на кон свою собственную репутацию.
А значит, надо сделать всё возможное, чтобы её сохранить. Иначе легко остаться вообще без заказов и без денег.
2. Полный цикл
Пока я работаю в офисе, мне может казаться, что я выполняю свою работу полностью: от создания текста до внедрения в него ключей, вписывания метатегов и подзаголовков. Однако это лишь часть полного цикла! Ведь он включает в себя:
• Поиск клиентов, переговоры.
• Согласование с ними ТЗ.
• Обсуждение цены, получение денег.
• Правки готового текста, продажу дополнительных услуг.
Пока я умею только стучать по клавишам, мне рано говорить о том, что я обслуживаю «полный цикл». Мне придётся научиться и тому, чтобы вести переговоры, и продавать свои услуги. В большой компании всем этим, как правило, занимаются разные люди. Так вот, если я хочу уйти из офиса, мне придётся всё это освоить.
3. Ценность для клиента
Понимание, ЧТО же на самом деле нужно клиенту – это часто тоже проблема для копирайтера. Сам по себе текст нужен ему не больше, чем сам по себе мешок бетона заказчику коттеджа. Продавать нужно не буквы, а ценность. Например:
• Увеличение числа подписчиков блога.
• Повышение посещаемости сайта и времени нахождения на нём.
• Дополнительную конверсию: отношение числа прочитавших к числу купивших или подписавшихся.
Всё это зависит не только от копирайтера, в чём и проблема. Однако нужно всеми силами стремиться понять, какую проблему клиента я способен решить. И не ждать ТЗ, где будет написано, сколько раз в тексте должна встречаться буква А, а сколько буква Б. Как правило, клиент и сам не знает, каким должен быть текст. Умение разобраться, чего заказчик хочет, и на основании этого самому написать то, что ему поможет – это и есть профессионализм.
Чем лучше я понимаю автоворонки, сео-оптимизацию и тематику блога, тем проще мне будет дать клиенту не просто килограмм букв, но реальную ценность.
4. Доходы и расходы
Бизнес – это не только доходы, но и расходы. У копирайтера вроде как нет заводских цехов и рабочих, нет сырья, нет станков, помимо клавиатуры. Но расходы тоже присутствуют. И в первую очередь, это реклама своих услуг и обучение.
Когда я решил, что копирайтинг станет моей профессией, мне довольно быстро пришлось сделать свой блог и сайт, что было не бесплатно. Хорошие обучающие курсы тоже стоят дорого, а реклама постоянно «поедает» деньги. Но лишь она является гарантией того, что я не останусь без заказов.
Самая большая ошибка, которую я допускал за годы своей работы – это ЭКОНОМИТЬ НА РЕКЛАМЕ И ОБУЧЕНИИ. Стоило мне «зажать» несколько тысяч на собственное развитие, у меня сразу случались кризисы, финансовые ямы и «великие депрессии».
5-10% в месяц будут уходить на это. Просто примите как факт. Не экономьте на горючем. Всегда заливайте полный бак, чтобы не заглохнуть над океаном.
5. Постоянное развитие
Ну и наконец, в копирайтинге не получится 10 лет работать по одному алгоритму. Мало того, что всегда есть куда расти, ещё и специфика работы постоянно меняется.
Например:
• 5 лет назад надо было вставлять в текст много ключей – сегодня почти не надо.
• 5 лет назад никто и не знал про Телеграм, а сейчас это популярнейший формат блога.
То же самое касается инфостиля, Яндекс.Директа и множества других вещей. Копирайтинг – не та область, которую можно изучить один раз и на всю жизнь. Поэтому нужно постоянно что-то читать, пробовать. И каждый год проходить крупные полезные курсы. Участвовать в конференциях, форумах, вебинарах. Хотя бы для того, чтобы общаться с другими людьми и узнавать новое, а не вариться всю жизнь в своём собственном мнении.
Таким образом, работать на себя и жить в своё удовольствие, занимаясь копирайтингом, вполне можно.
Вот только заставлять себя работать придётся с самого начала, а удовольствие наступит позже, когда вы сделаете из данной профессии полноценный бизнес.