Найти тему
Каулики

Троичная доктрина системы Пратьябхиджня

Оглавление

Система Пратьябхиджня фактически является индуистским аналогом тибетского недвойственного учения Дзогчен, но демонстрирует диаметрально другой подход к пониманию взаимосвязи прямого (непостепенного) духовного пути и философского мышления. А именно, в этой системе культивируется путь максимально адекватного отображения недвойственного видения на концептуальный уровень сознания, в результате чего формируются в высшей степени сложные и изощренные модели реальности, подробно описывающие способ функционирования всех уровней бытия, начиная от Парамашивы в системе 36 таттв, и кончая уровнями грубой материальности низших сфер бытия.

Пратъябхиджня берет за основу известную структуру из «Шива сутр», представляющей собой резюме недвойственных шиваитских агам, разделенное на три части, каждая из которых является описанием мистического опыта, осуществляемого согласно четырем йогическим методам:
анупайя, шамбхаовпайя, шактопайя, и анавопайя. Этим методам соответствуют три способа описания реальности:

  1. с точки зрения абсолютного монизма;
  2. моно-дуализма;
  3. дуализма.

Анупайя

Первый и самый главный метод реализации адептом высшего «Я» (анупайя, букв, «не-метод») часто неотделяемый от следующего метода (шамбховопайи) означает естественную и спонтанную реализацию познающим субъектом своей Абсолютной самости, совпадающей с Абсолютным сверхличностным, супракосмическим Сознанием. Об этом методе обычно не говорится ничего и его определение выносится за скобки, оно за пределами любых возможных описаний.

Шамбхавопайя

Второй метод (шамбхава упайя) «Метод Шамбху», строго говоря, также не может являться «методом» в собственном смысле этого слова. Это состояние сознания адепта скорее может быть охарактеризовано как «безопорное пребывание» его сознания внутри собственной сущности, в котором спонтанно и одномоментно в полной тотальности обнаруживается единство его бытия, познания, рефлексии, а также любых дуальных пар противоположностей: внешнего и внутреннего, мгновенного и вечного, объективного и субъективного.

Метод шамбхавоупайи есть видение предельной недвойственной реальности Парамашивы, с точки зрения самой Высшей Реальности, являющейся Абсолютным Сознанием. Такая онтологическая позиция наблюдателя предполагает реализацию им статуса дживанмукты, т.е. адепта «освобожденного при жизни». Шамбхава упая есть внеконцептуализированное самопостижение Абсолютным Сознанием своей собственной Сущности, без опоры на какие-либо методы постижения (прамана). Это означает, что для Абсолютного Сознания, являющимся самодостаточным чистым бытием (пракаша), онтологически совпадающим с полнотой иманнентного и трансцендентного бытия (вишвоттирна вишвамая), единственным достоверным способом познания является энергия внутренней саморефлексии (вимарша). Эта саморефлексия содержит в себе потенцию к Воле и активности, которая проявляется во всём многообразии внутреннего и внешнего опыта, на всех планах проявленного бытия, а также саму возможность его проявления.

Резюмируя метод шамбхава упаи, Абхинавагупта в «Тантралоке» (3.280) представляет три составляющих прямого видения высшей реальности:

«От меня происходит эта [Вселенная], во мне она отражается, от меня она неотлична. Это тройное (видение) есть метод Шамбху»

Шактопайя

Психотехнический аспект практики шакта упайи заключается в активном созерцании высшего «Я», с использованием креативных способностей ума практикующего, отождествляемого с глубинным значением экзистенциальных смыслов сакральных символов, представленных в виде специфических мантр, с постепенным отождествлением ума с ними. Цель подобной практики: используя когнитивную, креативную и познающую силу ума, находящегося под действием собственных ментальных построений (викальп) произвести разотождествление с ними, с последующим формированием «чистого восприятия», основанного на позитивном видении источника любого восприятия.

Согласно толкованию Бхаскары, приводимому им в «Шива сутра варттике»:

«Мантрой именуется [переживание] своей изначальной природы, как принадлежности энергии абсолютного Сознания (Чит Шакти)».

Хорошим определением сущности метода шакта упайи может служит шлока из «Хатха-йога прадипики»(4.54):

«Сделав Шакти центром ума, и ум центром Шакти, наблюдай ум, делая объектом концентрации высшее состояние».

Анавопайя

Четвертый метод, «Метод индивидуума» (анавопайя) означает все формы ритуальной, йогической и медитативной практики, в которых основную активную роль играют постоянно предпринимаемые усилия самого индивидуума, по отождествлению своего идивидуального «Я» со сверх личностным «Я» Абсолютного сознания.
Смысл этого метода состоит в активном вовлечении грубого и тонкого тела и структур психики в процесс созерцания уровней реальности более высокого порядка.

Заключение

Характерной методологической особенностью Шива сутры является то обстоятельство, что этот текст не является изложением некоего стройного последовательного учения. Шива сутра — это скорее, собрание аксиоматический формул, являющихся ключевыми ориентирами на пути практической реализации Высшей Реальности,
интуитивно постигаемой адептом в процессе йогической практики
(садхана). Отсюда, основная аудитория, на которую первоначально было рассчитано восприятие Шива сутры — это довольно узкий круг посвященных йогинов, ведущих, как правило, отреченный, аскетический образ жизни, подобно первооткрывателю «Шива Сутры» — мудрецу Васугупте. Доктрина пратьябхиджни обращена к более широкой аудитории. Не смотря на свой элитарный характер, недуалистическая философская методология пратьябиджни ориентирована на усвоения её каждым человеком, вне зависимости от кастового, семейного, или конфессионального положения. Более того, для пратьябхиджни гораздо более ценен опыт обнаружения присутствия Абсолютной Реальности в повседневности, в связи с этим осознанность и сакрализация всей полноты жизни является более желанным идеалом, чем изнурительные логические упражнения, аскезы, или изощренный ритуализм.

Источник: Утпаладева. Узнавание Ишвары. Ишварапратьябхиджня карика