Найти тему
Отдел угнетения Lesta

GSOR 1010 FB - Убийца Чудо-Шермана?

Всем привет, Отдел угнетения Лесты внезапно разродился статьёй на актуальную тему! Шок-контент, однако (мне самому страшно, это я уже продался или ещё нет?).

Итак, на повестке дня обзор на новый британский колёсный средний танк, который уже успели заклеймить кактусом, а значит это наша тема (я же люблю острые ощущения). И вот смотрел я на характеристики, пускал слюни, а в голове крутилась одна назойливая мысль - это ж новый Чудо-Шерман! Нет, я серьёзно, сейчас сами убедитесь.

Чтобы не начинать издалека, я напомню, что сравнительно недавно на моём канале вышел философский обзор на французский премиумный средний танк 8 уровня M4A1 Revalorisé. Я обожаю этот танк, поэтому с момента написания обзора катался на нём достаточно активно, пока Леста не запустила акцию ко Дню рождения игры, и заветный ящик с танка я не сбил. Теперь мне его не хватает, но я терплю, ибо еще полторы сотни ящиков сами себя не получат (а это потенциально 15 миллионов дефицитного для меня серебра). И вот появляется на радарах британская новинка, а там... А вот что именно там - сейчас сами увидите.

Живучесть

Ждать какой-то невероятной живучести от колёсной техники не приходится, так что в нашем распоряжении очередная стеклянная пушка. Относительно упомянутого Шермана брони больше не стало, так что всё, на что мы можем рассчитывать - случайные рикошеты. В лобовой проекции от 60 до 140мм приведённой брони, так что по идее фугасные снаряды пробивать нас не будут (только какие-нибудь усиленные или особые), но и на том спасибо. Теоретически, наша ВЛД, толщиной 60мм, расположенная под углом 60 градусов, время от времени будет отправлять даже снаряды крупных калибров в рикошет, но это исключительно по воле ВБР и никак иначе. Борт и корма имеют броню толщиной от 15 до 30мм, так что любое попадание САУ в эти области практически гарантированно вызовет бурю эмоций как у вас, так и у артиллериста. Ну а чтобы окончательно загнать вас в район красной линии, разработчики наделили машину всего 1200 очками живучести, с которыми пережить даже 3 попадания из обыкновенного советского 122мм орудия будет проблематично.

Какой вывод тут напрашивается? Ну относительно того же M4A1 Revalorisé живучесть британца стала ещё хуже (хотя казалось бы, куда хуже, ведь там была переделанная пятёрка) и приблизилась к кустовым ПТ 8 уровня вроде Борща, а значит машине придётся отыгрывать роль подкустового выползня.

GSOR 1010 FB в естественной среде обитания. Скриншот автора
GSOR 1010 FB в естественной среде обитания. Скриншот автора

Мобильность

Что ещё мы знаем о колёсной технике? Что это невероятно подвижный электро-веник со специфическим управлением, остановить который нереально. В случае британца от колёс остались только названия и внешний вид. Во-первых, эта машина может разворачиваться на месте, как и любой другой танк. Во-вторых, GSOR 1010 FB имеет относительно невысокую удельную мощность - всего 23,7 лошадиных сил на тонну против 34,7 у Линкса. В-третьих, тут нет возможности выбора режима передвижения, как на высокоуровневых колёсных лёгких танках. В-четвёртых, повреждение колеса тут снижает подвижность гораздо сильнее - на 60% против 25% у французов. В этом плане танк напоминает американских Йохов, которые после сбития основной гусеницы могут откатиться в укрытие на резервной, но не более того. Исходя из этих доводов, мы понимаем, что GSOR 1010 FB гораздо ближе к обычным гусеничным танкам, чем к привычным нам колёсным французам.

Выходит, что в наших руках весьма подвижная машина: неплохая (для среднего танка) удельная мощность и 60 км/ч максимальной скорости переднего хода, которые танк пусть не так быстро, как французы, но набирает и пытается удерживать на всех типах грунтов. Задом GSOR 1010 FB отступает бодро - 30 км/ч. А вот скорость разворота шасси не радует: танк хоть и может вертеться на месте, но делает это медлительно - скорость поворота 26-30 градусов в секунду, для сравнения, у М4А1 - 38-42 градуса в секунду.

Итак, получается, что у нового британца отсутствует один из главных недостатков M4A1 Revalorisé - медлительность, а значит занять нужную позицию вы сможете гораздо раньше, да и смена направления не будет для вас проблемой, а значит можно играть более творчески. Единственное, что в поведении британца может смущать - его плохая маневренность, ибо поворачивать на нём не очень приятно, но мы этот момент спишем на особенности механики.

Маскировка и обзор

В наших руках средний танк, поэтому сравнивать его по этим показателям с французскими колёсными ЛТ я не вижу смысла. Нам отмерили 380 метров обзора и 13,4% маскировки. В случае с Шерманом, ситуация выглядела довольно однозначно, ибо раскачать его 11% до вменяемых значений было бы непросто, но у него есть обзор 390 метров, на который я посоветовал сделать упор, ведь это отличный базовый показатель для восьмёрки. Тут же вроде есть небольшое преимущество по маскировке, а обзор немного зарезан, так что изначально закрадываются небольшие сомнения, чему именно отдать предпочтение, поэтому я всё же рискну посоветовать вам попытаться усидеть на двух стульях сразу и прокачать перк "Маскировка", но забить на установку профильного оборудования. Играть нам предстоит на большой дистанции, так что даже с базовым коэффициентом обнаружить вас до момента выстрела будет проблематично, а после него что с перком, что без перка вы обречены на засвет (если только не будете вести огонь с дистанции более 450 метров). Тем не менее, с учётом хорошей мобильности, всё же стоит немного улучшить этот показатель, чтобы спокойнее перемещаться по карте и играть активнее, благо машина может себе это позволить.

А вот улучшать обзор оптикой и перками тут, возможно, и не стоит, отдав предпочтение мобильности, поскольку сам базовый показатель немного зарезан. Но лично я себя в этом вопросе предпочту подстраховать. Таким образом уже на этом этапе частично вырисовывается сборка: нужны оптика и перк "Маскировка". Идём дальше!

GSOR 1010 FB в естественной среде обитания. Скриншот автора
GSOR 1010 FB в естественной среде обитания. Скриншот автора

Огневая мощь

Танк "бумажный", поэтому ребята из Варгейминга (а эту машину делали они) вкорячили сюда 105мм орудие. Калибр для восьмого уровня довольно крупный, а значит играть нам предстоит от разового урона. По этой причине продолжим сравнивать британца с M4A1 Revalorisé.

Итак, разовый урон ожидаемо хороший - 360 единиц (на 30 меньше, чем у француза). Базовый снаряд - бронебойный с пробитием 218мм (205мм на дистанции 500 метров). Ну кто там говорил, что Шерману для комфортной игры не хватало миллиметров 20 пробития базового снаряда? Тут, по идее, эту проблему решили. Правда за это британец расплачивается скоростью полёта - 920 м/с против 1460 у М4А1. Выходит, что на этой поделке придётся таки брать упреждение. В качестве альтернативы вам предлагается подкалиберный особый боеприпас с пробитием 252мм (241мм на дистанции 500 метров) и скоростью полёта 1250 м/с. Ну и для всяких борщей есть ещё фугасы с уроном 460 единиц и пробитием 50мм (в остальном они аналогичны базовым бронебойным).

Урон в минуту у танка откровенно слабый - 1810 единиц (у M4A1 Revalorisé - 1910, у Т34 - одного из лидеров с конца списка - 1670). Заряжается орудие за 11,9 секунды (у Шермана за 12,3), так что даже с досылателем, вентилятором в профильном слоте и "Боевым братством" перезарядка не разгонится быстрее 10 секунд (будет 10,3). В принципе, это скорее хорошо - успеете отсветиться, пока пушка заряжается; но вот низкий урон в минуту оно не исправит. Да и играть от разового урона на более медленных снарядах с меньшей альфой, но большим пробитием как-то не прельщает.

До кучи у британца хуже УВН: 8 градусов вниз против 10, ещё и в заднем секторе орудие не опускается в принципе; но с учётом особенностей геймплея, мы можем иногда позволить себе выкатиться полностью, так что это не так страшно. Да и в целом, 8 градусов склонения орудия - хороший показатель, для комфортной игры его хватает.

На этом моменте минусы орудия заканчиваются, а в дело вступают плюсы. Во-первых, британец точнее: разброс на 100 метров 0.32м (у Шермана 0.34). Это безусловный плюс, причём с учётом нашего геймплея очень важный. Во-вторых, британец быстрее сводится - 1,9 секунды против 2,3. Это, конечно, приятно, но с учётом того, что до момента выстрела нас и так видеть не будут (во всяком случае не должны), потратить лишние секунду-полторы на сведение не будет для вас проблемой. С другой стороны, раньше свёлся - раньше выстрелил - получил большую вероятность нанести полный урон. Пусть будет маленький плюс в сторону британца. В-третьих, стабилизация тут на голову выше. Запишем ещё один маленький плюс, поскольку аргумент, приведённый выше, к этому пункту тоже относится.

А что на выхлопе? Мы получаем пушку, которая по моему мнению несколько хуже орудия Шермана. Да, тут лучше комфорт стрельбы, но разовый урон, урон в минуту и скорость полёта снаряда подводят. Точности мне и на Шермане хватало, благо разброс без проблем можно разогнать до комфортных 0.32м на 100 метров дистанции просто прокачкой перков и установкой вентилятора, а за счёт полевой модернизации можно улучшить показатель ещё сильнее. Безусловно, на GSOR 1010 FB можно провернуть всё то же самое, выжав из него 0.3м разброса, но разница в 1 сантиметр (без шуток) разброса на 100 метров дистанции (то есть максимально 5 сантиметров лишнего отклонения снаряда от центра при стрельбе на полкилометра) вами, вероятно, замечена не будет. А вот бронебойные снаряды, которые хоть и пробивают на 18мм больше, но летают в полтора раза медленнее, исправить можно только переходом на "фулголду", что мы, безусловно, осуждаем. Да и кастрированный на 30 единиц разовый урон будет вам мозолить глазоньки, ибо заветные 400+ единиц, вылетающие после попадания, видеть вы будете гораздо реже. Остаются только сводка со стабилизацией, которые сократят время на реакцию, и которыми с учётом снайперского геймплея пользоваться вы будете не очень часто. Давайте подводить итоги.

GSOR 1010 FB в естественной среде обитания. Скриншот автора
GSOR 1010 FB в естественной среде обитания. Скриншот автора

Итоги

Стал ли GSOR 1010 FB убийцей M4A1 Revalorisé? Нет, не стал, ибо невозможно убить танк с превосходным орудием, геймплей которого вокруг реализации этого превосходного орудия и строится, значительным повышением подвижности в ущерб живучести и огневой мощи. В принципе, мне понятно, почему GSOR 1010 FB сходу записали в кактусы. Ну кому нужен такой скоростной снайпер, когда есть Скорпион? Там и пушка более суровая, и подвижность немногим хуже, да и живучесть с маскировкой тоже. В своё время появление и развитие премиумных ПТ-САУ 8 уровня напрочь убило для большинства игроков снайперские средние танки вроде Шермана (у которого из преимуществ разве что запас очков прочности). А тут нам предлагают всё тот же снайперский средний танк, но под другим соусом (колёса это вам не гусеницы!).

Тем не менее, давайте абстрагируемся от сравнений и рассмотрим новинку просто через призму её характеристик и возможностей, которые они открывают в бою. Во-первых, наши маскировка и живучесть загоняют нас в реалии кустового геймплея с моей любимой стрельбой через половину карты от красной линии. Отыгрывать роль наполовину среднего, наполовину лёгкого танка, как это делает Бурраск, у вас не получится из-за плохой маскировки, так что пожалуйте в куст, батенька, в ку-у-уст. Во-вторых, в отличие от большинства аналогов у GSOR 1010 FB есть отличная подвижность. Да, некоторые игроки будут пытаться на нём играть в дерзкие врывы с попытками закурить врага в ближнем бою (я же знаю, как вы это любите), реализуя за одно неплохую стабилизацию, но напрочь забывая про плохой урон в минуту и отсутствие очков прочности, а в следствие этого заметно пострадывая. Лично мне это позволит раньше долететь до позиции, а в случае необходимости - быстро сменить фланг или сделать ноги. В-третьих, как ни крути, а даже 360 единиц разового урона на 8 уровне будут ощутимой оплеухой. Да, не 390, но зато пробитие повыше. В-четвёртых, перезарядка дольше 10 секунд хоть и выглядит слабо, но в реальности чаще стрелять у вас и так не получится. Ну кто будет на хрустальной пушке вылезать из укрытия, не отсветившись (а значит не просидев за камушком те самые 10 секунд после выстрела)? Я лично не буду, так что меня этот показатель не смущает. То же касается урона в минуту, ибо стрелять чётко по перезарядке реально разве что в ближнем бою, а при игре от дистанции наиболее удачный момент для выстрела ещё нужно поймать. Ну и в-последних, возможность отползти в укрытие после повреждения колеса, не прожимая ремкомплект (а танк небольшой, поэтому подозреваю, что ловить криты будет часто, ибо внутри - набор шахида), это тоже приятный плюс.

В итоге мы получаем танк с привычным игрокам геймплеем снайпера (ничего нового вы тут не получите), но всё-таки имеющий маленькую фишку (подвижность и механика колёс). Нужен ли вам этот колёсник? Только если вы ценитель подобного геймплея, вроде меня, либо коллекционер, который скупает вообще всё. Да, разнообразия ради иногда можно будет на нём покататься, как я это делаю на Чудо-Шермане, но фейерверка эмоций от такой игры вы точно не получите. С другой стороны, сказать, что танк скучный или некомфортный, я однозначно не могу, да и в кактусы записывать его я бы не стал (как по мне - нормальная сбалансированная машина).

Ну и напоследок давайте обсудим сборку. По оборудованию я предпочёл следующий набор: однозначно ставим досылатель, чтобы не уснуть в бою; в профильный слот на мобильность я предпочёл установить вентилятор, ибо динамики и скорости мне хватало, но вы, тем не менее, можете сделать выбор в пользу турбины; в третий слот (который после прокачки половой модернизации станет профильным на обзор/маскировку) я по озвученным выше соображениям поставил оптику. Что ещё можно поставить британцу? Точно не стоит брать что-то на живучесть. Улучшать стабилизацию или сведение тоже будет излишне; а вот подтянуть точность установкой прицела допустимо. Также можно попытаться поиграть от маскировки, установив малошумный выхлоп, или ускорить поворот ходовой через установку УМП, но я вам так делать не советую.

Экипаж у танка небольшой: 3 человека, так что качаем каждому по очереди маскировку, ремонт и боевое братство в любом удобном вам порядке (в зависимости от того, чего именно вам не хватает). На данном этапе стоит посадить на танк свой собственный экипаж, а после выхода ветки можно будет заниматься пересадкой.

Поскольку машина премиумная, то опыт сливаем на полевую модернизацию. Прокачка максимального 6 уровня немного повысит удельную мощность и скорость поворота ходовой, что приятно. В первом слоте можно ещё немного улучшить скорость поворота ходовой за счёт повышения штрафа за критические повреждения двигателя и боеукладки, но я бы так делать не стал (ибо танк - критосборник). Мой выбор - не ставить ничего. Во втором слоте выбираем уменьшение круга сведения в ущерб стабилизации (конечная точность в приоритете, а при стрельбе на ходу ничего не изменится). В третьем слоте ещё немного улучшаем маскировку, пожертвовав скоростью заднего хода (28 км/ч это всё равно много, а лишний процент маскировки не повредит) и ремонта. Ну и в четвёртом - выбираем профиль на обзор.

Вот, пожалуй, и всё. Делитесь мнением в комментариях, ставьте ваши оценки. Для вас творил Отдел угнетения Лесты, увидимся на полях сражений!