Всем привет, Отдел угнетения Лесты снова решил пофармить и вспомнить молодость в Мире танков.
*Дальше будет длинное вступление, полное рассуждений вообще не по теме; а, что называется, за жизнь (и про себя любимого, естественно); так что если хотите обзор - листайте ниже, рано или поздно до него дойдёт*
В последнее время меня прёт на подзабытую (лично мной) технику, так что после воздержания на 59-Паттон я решил несколько сбить градус превозмогания и расслабиться на чём-то некогда очень любимом. За все двенадцать с половиной лет (ну и сроки, самому страшно!) игры в Мир танков у меня, как и у большинства других игроков, были танки-любимчики. В бородатые годы, когда на моём аккаунте кроме КВ-5 и СУ-122-44 других премиумных машин не было, я наигрывал тонны боёв на советской ПТ, а вот КВ-5, мягко говоря, недолюбливал. Потом ангар постепенно стал пополняться, но любимчиков в нём не было (СУ-122-44 мне, безусловно, нравилась, но играл я на ней скорее вынужденно), пока у меня не появилась первая высокоуровневая премиумная ПТ Мира танков 8,8 cm Pak 43 Jagdtiger. Вот тут уже меня пробило то самое чувство, когда игра идёт в удовольствие, а не потому, что нужно заработать ресурсы, что-то прокачать и т.д. Любовь с ягодным тигром была, как мне казалось, довольно долгой (а реально - около полугода, хех, хотя с учётом того, что игре было года 2-3, то полгода - срок немаленький), пока летом 2013 года не появился танк, навсегда покоривший моё сердечко - премиумная версия моего любимчика Т-44 с Д-25, ещё и выглядящая как Тип 59 с огромной пушкой, да ещё и со льготным уровнем боёв.... М-м-м... Да, Т-34-3 всё перевернул с ног на голову. Тут роман затянулся на долгие года, пока в октябре (или под конец сентября) 2015 года в премиумном магазине не появился наш сегодняшний герой. Нет, Т-34-3 предан не был, его я выгуливаю до сих пор, ведь танк после ребаланса льготной премиумной техники стал просто прекрасен, но часть внимания М4А1 однозначно на себя перетянул. Во-первых, я очень люблю ПТ геймплей, когда стреляешь на большие дистанции из кустиков и всё в этом роде. Во-вторых, я люблю игру от разового урона. А в-третьих, в Чудо Шермане эти мои хотелки удовлетворили чуть менее, чем полностью. Искра промелькнула, танк я себе заполучил, и понеслось...
Но недавно я поймал себя на мысли, что сам того не заметив уже пару лет вообще не играл на этой машине. Как так произошло, что танк из любимчиков перешёл в разряд серой массы? Да, признаю, я не тот игрок, который может в запой играть на одном и том же танке потому, что он нравится, моя душа требует разнообразия (а я лично знаю несколько человек, которые прокачивали какой-нибудь танк, и наигрывали на нём тысячи боёв, забивая на всю остальную технику игры, причём продолжаться так могло годами). Моя игра в запой ограничивается десятком другим сражений, после чего я ищу что-то новое.
Относительно недавно (года 4 назад) я пришел к тому, что стал подбирать танк для выхода в бой под свои хотелки. Происходит это обычно так: "Хочется поиграть в кустовое ПТ уровне эдак на восьмом... Ну всякие АМХ CDA 105 не рассматриваем, потому что есть же скорпион с тем же КД, но большим разовым уроном. А вместо скорпиона можно взять СУ-130ПМ, чтобы ещё больше альфы, но с маскировкой порядок. Не, она слишком хороша, на ней все играют... Ладно, значит Скорпион. *Сыграл бой* Прекрасный бой, но хотелка не удовлетворена. Опять Скорпион? Ни за что! Так, АМХ CDA 105 я уже один раз сказал нет, поэтому возьмём максимально похожий на неё Kanonenjagdpanzer 105. *Сыграл бой* Так, кустовые ПТ надоели! А не сыграть ли мне на чём-то с непробиваемой бронёй уровне на десятом?.."
И вот с такой логикой "не бери сильную технику, это зашквар, но и слабую не бери, чтобы не страдать" из моей жизни выпал некогда любимый M4A1 Revalorisé. Да, формально это средний танк, а не ПТ, но мы с вами уже не раз затрагивали тему стереотипного мышления и его вреда для нормального восприятия игровой действительности, так что мне его классификация кажется очевидной. Тут нет брони, маскировки, подвижности, это вообще танк пятого уровня на восьмом, но с большой комфортной пушкой, вокруг которой вся наша жизнь и должна строиться. А у какого класса весь геймплей крутится вокруг орудия? Правильно, артиллерия кустовые ПТ-САУ! Ну значит властью данной мне над моим ангаром я назначаю тебя, M4A1 Revalorisé, кустовой ПТ. В тот же круг были приняты упомянутые выше машины, на фоне которых у Чудо Шермана не было ни пробития, ни разового урона, ничего, что могло бы выделить его в лучшую сторону. Короче говоря, ни единого шанса стать тем самым танком, на котором я выйду в следующий бой.
Подозреваю, что какой-то похожей логикой при выборе техники пользуются другие игроки, поэтому многие танки и пропадают с радаров. Во всём этом есть один существенный недостаток (для меня). С такой логикой ты обречён играть на одних и тех же танках постоянно, а я этого терпеть не могу. И все эти 4 года меня спасало одно - у меня очень много техники, настолько, что чтобы сбить награду ко дню рождения игры со всех семёрок, восьмёрок, девяток и десяток с учётом моего процента побед (чуть более 50) понадобится сыграть более 500 боёв. С учётом средней продолжительности боя минут 6-7, мне придется играть почти 60 часов, чтобы это сделать, что с учётом моих 3-4 часов игры в Танки в неделю нереально. В таких условиях даже играя всё время 50-60 разных машинах они не успевают приедаться до тошноты, но недавно чаша переполнилась, и я сказал себе: "Мне надоело играть на одном и том же! Пора менять логику выбора танков для выхода в бой!"
И вот уже несколько месяцев как я играю на тех танках, на которых просто почему-то хочется. Так из ниоткуда появился Т34, упомянутый в начале 59-Паттон, купленный недавно интереса ради Йох девятого уровня и сегодняшний гость. И знаете что, а ведь они все мне реально нравятся! Забавно, что потом я пишу на эту технику обзоры, под которыми читаю комментарии в стиле "Зачем ты рекомендуешь попробовать этот шлак, если есть супер-пупер-нагибатор-всего-сущего-9999-уровня, на котором играет половина рандома, а твоей "прекрасной" тачанки днём с огнём не сыщешь!" Да потому что это весело и интересно! Я, наверное, познал Дзен Мира танков, и спустя 12 лет пришёл к тому, что мне нравится играть на подавляющем большинстве техники игры вне зависимости от её характеристик. Да, меня трудно впечатлить циферками и статистикой, поэтому я не получаю особого удовольствия от игры на танках из разряда "супер-пупер-нагибатор-всего-сущего-9999-уровня". Ощущения драйва от игры на такой технике очень быстро сменяются противоречивым послевкусием: а это правда был я, или мой танк сделал часть работы сам? И вот на этом моменте яркие краски блекнут, а резкий подъём настроения исчезает. Какой смысл победы над тем, у кого и так не было шансов? Другое дело, когда танк твой популярностью не пользуется или вообще носит гордое звание кактуса. Вот тут ты уже точно уверен, что никакой форы у тебя не было, так что даже несмотря на техническое превосходство техники противника именно ты, а не твой танк, переиграл оппонента. И вот здесь вкус победы над врагом ты ощущаешь сполна. Там, где враг пытается взять тебя за счет качества техники, ты вынужден брать или количеством (что в рамках игры невозможно), или умением; а возможностей проявить умение в полной мере (и развивать его) становится гораздо больше, если враг будет сильнее (хочешь жить - умей вертеться), поэтому да, я сознательно загоняю себя на непопулярную технику. Побочным эффектом становится изменение моего восприятия танков в принципе: теперь я не выбираю танки с нужными мне ТТХ, как это делал последние 4 года (зачем играть на Шермане, если у Скорпиона тот же геймплей, но ТТХ лучше?); а учусь реализовывать любой танк по максимуму в заданных условиях (так, я хочу играть именно на Шермане, посмотрим, что из него можно выжать).
С таким подходом я максимально абстрагировался от сравнения техники между собой, чтобы избежать предвзятого негативного отношения к танку, на котором играю, и не испортить себе эмоции от геймплея. Также я полностью абстрагировался от привязки танка к конкретному классу. Мы уже выяснили, что Шерман это больше ПТ, чем средний танк, поэтому и играю на нём как на ПТ, из-за чего в боях время от времени ловлю негатив от треугольников в свою сторону, мол ты же средний танк (и всё равно, что разработчики указали его классификацию как "снайперский"), иди воюй, нечего в кустах сидеть. И только теперь, когда наше сознание максимально очищено, можно наконец сосредоточиться на максимально эффективной реализации выбранной машины, исходя из её ТТХ, карты, уровня боя, техники противника и союзников и всего остального... Этот процесс мне чем-то напоминает решение задач по математике в старшей школе (или задач, возникающих передо мной на работе), и всегда приносил мне удовольствие (а если решение оказывалось более эффективным, чем у остальных, то удовольствие множилось). Выходит, что спустя 12 лет я таки научился получать истинное удовольствие от игры (а ведь именно для этого она и нужна, правда?).
На этом заканчиваем затянувшееся вступление, которое я почему-то не стал выносить в отдельную философскую статью, и переходим к обзору.
*Всё, философия кончилась! Погнали танк смотреть*
Живучесть
Всё, что нужно знать про живучесть этого аппарата, умещается в одно ёмкое слово - Шерман. Да, наша премиумная восьмерка практически копирует прокачиваемый танк 5 уровня. Тут та же броня, которая и на пятом уровне особо ничего не отбивала, а тут и подавно. Нам повезёт, если нас не смогут пробить фугасом, или какой-нибудь бронебойный снаряд случайно уйдёт в рикошет. В самом толстом месте (где-то по краям башни, если смотреть спереди) можно найти миллиметров 150 приведённой брони, что на пятом уровне было бы неплохо, а тут - курам на смех. А раз такая пьянка, то наша живучесть целиком и полностью зависит от двух вещей: запаса очков прочности в 1400 единиц и способности игрока избегать засвета и не подставляться под огонь. Ваш танк может выдержать 2-3 попадания противников (если повезёт, то больше), после чего отправится в ангар, так что играть в размен нужно аккуратно. И ещё один момент, который стоит иметь ввиду: у танка очень часто критуются боеукладка и двигатель даже от попаданий в лоб, так что привыкаем лишний раз не подставляться. Итоговый вывод по живучести будет следующий: как и большинство кустовых ПТ M4A1 Revalorisé требует, чтобы игрок наносил врагу урон безнаказанно. От этого и будет строиться весь ваш геймплей, так что любителям ворваться в гущу событий и всем игрокам, жаждущим динамики, этот танк категорически противопоказан. А вот меня такой расклад вполне устраивает, стрелять из кустиков без засвета я люблю... Осталось определиться с дистанцией боя.
Мобильность
Мобильность тоже можно описать одним ёмким словом, причём тем же, что и живучесть - Шерман. Двигатель мощностью 550 лошадиных сил даёт нам удельную мощность примерно 16 лошадок на тонну. Танк ездит даже хуже упомянутого примерно 100 раз в этом обзоре 59-Паттон и сопоставим с Центурионом и Першингом. Иными словами, он обладает динамикой туговатого среднего танка. Добавляем сюда максимальную скорость 40 км/ч вперёд и 16 назад, и картинка обретает завершённый вид. Да, скоростными характеристиками переделанный Шерман не блещет, но и неприятно медленным его назвать язык не поворачивается (тем более что свои 40 км/ч он уверенно держит). Доехать до кустика вы сможете, сбежать из него в случае опасности (если подумаете об этом немного заранее) тоже. Лично меня эти параметры в танке никогда не напрягали, потому что основной акцент тут явным образом смещён на орудие, а реализовать его в полной мере имеющаяся подвижность позволяет чуть менее, чем полностью. Идём дальше.
Маскировка и обзор
Пришло время вернуться к вопросу дистанции боя, который мы затронули при рассмотрении живучести. Тут всё однозначно, ведь базовый коэффициент маскировки танка всего 11%. Как-то это раскачивать бессмысленно, всё равно будем светиться, так что рвём дистанцию стрельбы до максимума, стреляем через двойные кусты и всё в этом роде. Обзор у нас не лидерский, но вполне себе приличный - 390 метров, так что постараемся его максимально улучшить. Играя от большой дистанции мы можем либо полагаться на подсвет союзников, либо пытаемся светить себе сами, бонусом зарабатывая очки ассиста. Для этого нужно будет взять определённые перки и оборудование. Возьмём этот момент на заметку, но прежде чем сделать окончательные выводы, давайте взглянем на орудие, возможно улучшение его характеристик будет в большем приоритете.
Огневая мощь
Если вы до сих пор задавались вопросом, почему израильская модификация американского среднего танка находится в дереве развития Франции, то вот вам ответ - 105мм французская пушка.
В её боекомплект входят 3 снаряда, каждый из которых может вам понадобиться (а это нечастое явление). Основным будет божественный подкалиберный снаряд с уроном 390 единиц, пробитием 200мм (192мм на дистанции 500 метров) и невероятной скоростью полёта в 1460 м/с. Разработчики явно затачивали его параметры под игру от большой дистанции: тут и пробиваемость почти не меняется, и упреждение брать одно удовольствие. Живём! Если вам не хватает пробивающей способности подкалиберного боеприпаса, то на помощь приходит особый кумулятивный с пробитием 250мм, но заурядной скоростью полёта в 960 м/с. Ну и если дело совсем плохо, а хоть какой-то урон нужно дать (например, чтобы сбить захват с базы), то у вас в арсенале есть фугасы со стандартными характеристиками: урон 480 единиц, пробитие 53мм, скорость полёта - 700 м/с. Их же можно применить против вражеского артиллериста или какого-нибудь борща, так что возить пяток таких снарядов в боекомплекте однозначно стоит (благо у нас в БК 51 снаряд, так что риска остаться не у дел нет). Характеристики снарядов явно намекают, что нам придётся тщательно выбирать цель и момент для выстрела, так что долбить всех на автоприцеле не выйдет. Тем не менее, 200мм пробития базового подкалиберного снаряда вполне хватит, чтобы пробивать тяжелые танки своего уровня в лоб в уязвимые места (башенки, дальномеры и т.д.). Лучше всего выждать момент и стрелять по танкам, подставившим борта или катки. Танки уровнем младше мы пробиваем без особых проблем, а вот при стрельбе по девяткам и десяткам иногда придется применять кумулятивные снаряды. Остаётся только одно - попасть туда, куда вы целитесь.
И здесь Шерман приятно удивляет, ведь орудие весьма комфортно в реализации. Время сведения всего 2,3 секунды, что с таким разовым уроном на 8 уровне весьма прилично. Конечная точность тоже радует - разброс 0.34м на 100 метров дистанции (при желании показатель можно улучшить). Ну что ж, все условия для нанесения урона с большой дистанции есть. Перезарядка орудия составляет 12,3 секунды в базе, что однозначно стоит улучшить досылателем. В принципе, за время перезарядки даже с учётом всех бонусов танк успеет отсветиться, так что при игре от укрытия не будет соблазна вылезти раньше времени, чтобы не потерять урон в минуту. Он тут, кстати, нормальный - 1900 единиц в базе (на фоне 1600 у Т34 так вообще всё хорошо). Стабилизация тоже нормальная (что-то между Проджетто 46 и Т-44), на подготовку к выстрелу с максимальной точностью после остановки у вас уйдет не более 5 секунд, а с учётом того, что большую часть времени вы будете стоять, этот параметр вообще не должен вас напрягать. УВН радуют - честные американские 10 градусов склонений орудия добавят комфорта при игре в рельефе.
Ну и раз игра у нас строится вокруг орудия, давайте тут же и обсудим сборку. Поскольку танк премиумный, и девать накопленный опыт с него некуда, то прокачиваем половую модернизацию до максимального 6 уровня, получив бонус 3% к мощности двигателя и немного улучшив подвижность. В первом слоте что-то выбрать я не смог, оставив всё как есть: с одной стороны можно было бы улучшить манёвренность за счёт повышения штрафа от поврежденых двигателя и боеукладки, но танк - критосборник тот ещё, так что это не очень хорошая идея; с другой стороны, портить манёвренность, которой я пользуюсь в каждом бою, чтобы подстелить соломку на случай крита боеукладки, пока ремкомплект перезаряжается, тоже не хочется. Во втором слоте однозначно выбираем уменьшение круга разброса: на стабилизации это никак не скажется (увеличение разброса от движения и поворота ходовой скомпенсируется уменьшением исходного круга, на который идёт штраф), а вот чуточку точнее стрелять сможете. В третий слот я взял антибликовую маскировку фар (или как там оно называется), чуток подтянув маскировку в ущерб скорости заднего хода и скорости ремонта. Задком танк и так ездит весьма шустро, а лишний раз не светиться будет приятно. Время ремонта с учётом особенностей геймплея тоже не так важно. Ну и при выборе второго профильного слота под оборудование однозначно берём обзор, ибо ставить сюда что-то на живучесть было бы странно (в голову только компоновка приходит, но это перебор).
Переходим к выбору экипажа. У нас стандартный экипаж из 4 человек (радиста отыгрывает командир), так что посадить сюда ребят с прокачиваемых средних танков Франции не выйдет. Лично я эту проблему решил, посадив сюда экипаж от АМХ 30В (с АМХ 30 1er prototype тоже подойдет), правда в этом ходе есть нюанс - на тех танках роль радиста отведена заряжающему, а значит радиоперехват после пересадки работать перестанет. В идеале же я бы собрал экипаж следующим образом: первым перком всем ставим ремонт, вторым: командиру - радиоперехват или орлиный глаз (если берёте экипаж с другого СТ); наводчику - плавный поворот башни; мехводу - плавный ход (короля бездорожья брать бессмысленно, танку хватает проходимости) или чистоту и порядок (хотя мне кажется, что это всё равно не улучшит ситуацию с критами двигателя); заряжающему - бесконтактную боеукладку; третьим перком - всем качаем боевое братство. Качать танку маскировку бессмысленно, положение оно не спасёт.
Ну и теперь можно определиться с выбором оборудования. Я уже сказал, что мы однозначно берём досылатель в непрофильный слот. Поскольку мы решили отказаться от маскировки, то нужно максимально улучшить обзор, так что предлагаю поставить оптику в профильный слот на обзор. Остаётся профильный слот на мобильность, куда я поставил вентилятор, чтобы понемногу улучшить все характеристики танка. Ставить туда что-то на живучесть/маскировку бессмысленно (что мертвому припарка). Теоретически можно поставить улучшенный прицел, но тогда потеряется бонус от слота (ставить приводы, стабилизатор или УМП с учётом стоячего геймплея смысла не вижу). Ещё как вариант можно рассмотреть турбину, чтобы улучшить максимальную скорость, но тут всё опять упирается в стоячий геймплей.
Таким образом, я вам однозначно рекомендую брать набор вентилятор, оптика, досылатель. В такой сборке вы получите танк с обзором 465 метров, разбросом 0.31м на 100 метров дистанции и перезарядкой 10,5 секунд, что с учётом сказанного выше, целиком и полностью заточит вас под игру на предельной дистанции.
Итоги
Итак, что же привлекательного в M4A1 Revalorisé, и почему даже сейчас он достоин вашего внимания? Честно, после рассуждений по теме выбора танка во вступлении, даже не знаю, что и сказать. Его ТТХ не впечатляют, его геймплей устарел (ну поди найди возможность комфортного настрела на дистанции 400-550 метров в современном Мире танков) тут даже заманухи какой-то не найти. Ну да, средний танк с разовым уроном 390 на 8 уровне выглядит интересно, к тому же тут классное орудие (реально классное), но есть нюанс... Его орудие классное для СРЕДНЕГО танка, коим с точки зрения геймплея он не является. В остальном же это вообще пятёрка, натянутая на 8 уровень. Раньше я рекомендовал его к приобретению, приводя как аргумент очень низкую цену в 6400 золота, но теперь Леста таки добилась своего, и премиумные танки для покупки мы выбираем не из-за цены (ведь она у всех одинаковая), а по ТТХ, так что этот аргумент исчез. А в остальном... А в остальном я могу сказать только одно - он просто классный. Да, несмотря на все его спорные характеристики, я давно так не кайфовал от проведённых боёв вне зависимости от результатов. Пушка стреляет, урон набивается, денежка фармится, ещё и мой любимый геймплей кустовой ПТ в придачу... Этот танк был для меня глотком свежего воздуха, когда появился в игре, он стал им снова сейчас. Я однозначно не буду завершать этот обзор в стиле "слышь, купи" (хотя всё моё нутро именно этого и требует), ибо вы сразу же меня тапками закидаете и заклеймите позором, ведь есть же супер-пупер-нагибатор-всего-сущего-9999-уровня, который просто будет лучше по ТТХ...
И по этой причине (и чтобы своими восторгами не ввести кого-то в заблуждение, побудив совершить роковую для него ошибку, приобретая этот танк себе на аккаунт) мой вывод по будет следующим. Это странная нелепая машина, которая ничем особо не выделяется, но которая несмотря на все противоречия смогла подарить мне то, чего не удавалось большинству танков этой игры, включая признанные супер-пупер-нагибаторы-всего-сущего-9999-уровня вроде BZ-176 (обзор на который пришлось дополнять), Бурраска или Кобры. Она подарила мне самое ценное - тёплые приятные эмоции от проведенного в игре времени.
Ну а чтобы несколько снизить градус вашего негодования, ловите самодельный мемчик от Вашего покорного слуги.
На этом позвольте откланяться, для вас творил Отдел угнетения Лесты, ставьте ваши оценки, делитесь мнением в комментариях. Увидимся на полях сражений!