START первым в России начал показ «Клюквенного щербета» — многосерийной турецкой новинки, у которой есть все шансы побить рекорды сериалов «Зимородок» и «Постучись в мою дверь». Рассказываем, о чем повествует скандальный проект, кто в нем сыграл и почему на него точно стоит обратить внимание.
О чем сериал «Клюквенный щербет»
«Клюквенный щербет» — это старая сказка на новый лад. Драматический проект прямиком из солнечного Стамбула по сути переосмысляет знаменитую шекспировскую трагедию «Ромео и Джульетта» в современных турецких реалиях. В центре сюжета — молодые влюбленные Доа и Фатих. В один день герои узнают о незапланированной беременности и решают пожениться, но девушка боится рассказать обо всем родным. Ее мать рассчитывает, что дочь сперва окончит университет и построит карьеру. Женщина не согласна мириться с реальностью, которая идет вразрез с намеченными планами. Еще больше ситуацию осложняет знакомство с религиозной семьей Фатиха, где следование традициям ставят превыше всего.
Какие звезды снимаются в сериале «Клюквенный щербет»
Сегодня в Турции главные герои «Клюквенного щербета» почти так же популярны, как и Ханде Эрчел и Керем Бюрсин — полюбившаяся всему миру пара из «Постучись в мою дверь». Роль Доа исполнила 24-летняя актриса Сыла Тюркоглу. За ее спиной пока только четыре проекта — «Доверенное», «Просто друзья», «Не плачь, мама» и «Клятва». Но местные СМИ уверены: Тюркоглу — одна из самых перспективных актрис современности.
Сыгравший Фатиха Догукан Гюнгер начинал карьеру с театральных проектов, после чего перешел в кино. Известность ему принесло участие в сериале «Изумрудный феникс», где актеру досталась роль высокомерного и вспыльчивого Хамита Озгюча, никогда не нарушающего традиции.
Российский зритель может заприметить турецкую новинку благодаря участию в ней Эврим Аласьи и Сибель Ташчиоглу. Имена актрис оказались на слуху из-за популярной исторической саги «Великолепный век» и ее спин-оффа «Империя Кесем». Аласья и Ташчиоглу исполнили роли матери правящего султана валиде-султан и соперницы Кесем Гюльбахар Султан соответственно. В «Щербете» героини появились в образах матерей двух противоборствующих семей, которые вынуждены породниться друг с другом.
Режиссером проекта выступил Кетджхе, известный по проектам «Красивее, чем ты» и «Любовь моей жизни».
Что мы узнали из первых серий «Клюквенного щербета»
Первые серии «Клюквенного щербета» задают основной конфликт сериала — противопоставление двух родов с диаметрально противоположными взглядами на жизнь, отношения с родственниками и религию.Семья Доа состоит из добродушной бабушки Сонмез, бойкой младшей сестры Чимен, уверенной в себе тети Алев и властной матери Кывылджым. Женщины придерживаются светских взглядов, заставляют окружающих считаться со своими мнением и уж точно не согласны с утверждением, что их роль сводится исключительно к уходу за домом.Кывылджым выполняет функцию главы семьи. Героиня с детства привыкла держать свои чувства в себе и не размениваться на сантименты. Из-за этого в школе, где она занимает пост директора, ее боятся ученики, а дома — собственные дочери. Не последнюю роль в формировании стального характера Кывылджым сыграл развод с отцом Доа и Чимен, от которого женщина до сих пор не оправилась. Опасаясь, что в будущем девочек может ждать такая же судьба, мать требует от детей получить хорошее образование и заняться карьерой, а не забивать голову мыслями о любви.
В отличие от семьи Доа, родственники Фатиха консервативны и привержены вековым традициям. В доме героя царит патриархат, поэтому последнее слово всегда остается за отцом. Женщины рода ходят с покрытой головой и целиком посвящают себя домашним обязанностям.
Появление в семье Доа может нарушить укрепившиеся правила. Больше всего это пугает родителей Фатиха и его сестру Нурсему, которая открыто демонстрирует свое недовольство новыми родственниками.
Героям предстоит подготовка к свадьбе и рождению малыша. Родителям со стороны жениха и невесты потребуется приложить усилия в поисках компромиссов, однако на деле оказывается не так-то просто поступиться своими принципами.
В чем феномен сериала «Клюквенный щербет»
«Клюквенный щербет» способен побить все рекорды «Зимородка» — другого турецкого хита, активно набирающего просмотры в нашем онлайн-кинотеатре. Оба проекта могут похвастаться нетривиальной сюжетной линией и реалистичными главными героями, однако главное их достоинство состоит в проблемах, которые они поднимают.
В Турции есть поэтичная идиома «Продолжать истекать кровью, но говорить, что это клюквенный щербет». Значение у фразы простое: делать вид, что все в порядке, даже если это совершенно не так. В первой серии Сонмез произносит эти слова в адрес Кывылджым, которая привыкла запирать чувства в себе. Однако значение идиомы для проекта гораздо шире. Сериал не только громко говорит о беспокоящей современное турецкое общество нетерпимости по отношению к людям с различными идеологическими взглядами и образом жизни, но и поднимает проблему домашнего насилия, которому подвергаются женщины.
За одну из жестоких сцен с героиней Нурсемой сериал даже подвергли цензуре. Весной Верховный совет по радио и телевидению Турции оштрафовал проект на 1,5 миллиона лир и приостановил его показ на пять недель. Против такого решения выступили звезды «Клюквенного щербета» и его поклонники. В «Твиттере» завирусился хештег #Nursema в поддержку героини, а также эпизод, где она встречается со своими родственниками и семьей жениха и громко говорит: «Да будет нарушен ваш покой!».
Писательница и сценаристка Зехра Челенк, известная по сериалу «Ребенок», назвала Нурсему политической фигурой и выразила мнение, что в последние годы Турция не видела таких хороших и смелых проектов:
«“Клюквенный щербет” перенес на экран столетний конфликт консерваторов и представителей светских взглядов, который наши сериалы никак не могли включить в сюжетную линию. Мы стали свидетелями того, как женщина, к тому же мать, занималась любовью с мужчиной, как девушка в хиджабе влюбилась в светского парня и многих других вещей, которые редко можно увидеть по телевидению».
Зехра Челенк
Писательница и сценаристка
С агрессивным поведением и психологическим давлением сталкиваются и персонажи «Зимородка». Главная героиня Сейран (Афра Сарачоглу) росла с жестоким отцом, который периодически избивал мать, сестру и ее саму. Такое воспитание не прошло для девушки бесследно, это доказывают деструктивные отношения с Феритом (Мерт Рамазан Демир). Персонажи держат друг друга на эмоциональном поводке, спекулируют на чувстве вины, боятся быть покинутыми или отвергнутыми и брать ответственность за собственные решения.
«Клюквенный щербет» и «Зимородок» — два объемных киноисследования, посвященных психологии взаимоотношений отнюдь не идеальных людей. Через ошибки, предубеждения и обиды они стремятся обрести счастье, даже если вокруг происходит сплошное безумие.
Еще больше интересных материалов — в нашем журнале.