Десять советов опытного педагога
В преддверии нового учебного года рекомендации для наших читателей дает руководитель Содружества педагогов и психологов РБ, председатель Комитета по образованию «Опоры России», педагог с 20летним стажем и просто мама двоих детей Гульсум ШАКИРОВА.
В чем проблема?
Часто дети учатся не для светлого будущего, как хотели бы родители, а чтобы их не ругали или отпустили погулять. На высокие оценки в таком случае рассчитывать не приходится. Причиной нежелания учиться могут послужить и напряженные отношения с одноклассниками, учителями, неприятные ситуации в семье. У некоторых ребят бывает синдром «выученной беспомощности»: он возникает в результате длительной неуспеваемости, когда ожидание неудач приводит к потере желания действовать. Начало учебного года многие привыкли воспринимать как надвигающуюся тучу, кошмар и неизбежную муку. Пора прекратить создавать такие установки и начать подготовку к школе по другим правилам», – говорит эксперт.
Начните с себя! Не зря есть поговорка: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Не выносите негатив из родительских чатов. Не критикуйте школу, учителей, программу, учебники. Дети все очень тонко чувствуют. Ребенок, восхищающийся преподавателем или обожающий какой-то предмет, может мгновенно изменить свое отношение после вашего дурного отзыва. Вы ведь и сами не станете слушать того, о ком нелестно высказался ваш друг.
Научитесь думать о Дне знаний как о празднике. Пусть первый день в школе послужит поводом надеть красивый наряд, сходить с друзьями в парк, отметить 1 сентября с семьей за чаем с тортиком. Если так относиться к событию, настроиться на продуктивную учебу будет значительно проще.
Определите цели, и сделайте это вместе с ребенком. Скажем, поставьте планку выиграть олимпиаду или заработать средний балл в четверти выше, чем в прошлом году. Школа – не только учеба. Там проходит много спортивных, научных и творческих мероприятий, где дети могут проявить себя как артисты, атлеты, исследователи. Участие в них наполнит год яркими воспоминаниями и приключениями.
Фиксируйте промежуточные достижения. Главная цель –
успешно окончить учебный год – кажется ребенку слишком далекой. Поэтому важно отмечать то, чего он уже достиг. Например:
-школьник может вести дневник успеха и ежедневно вносить туда записи – это приятно, а значит, мозг захочет повторить испытанное чувство и «выдаст» мотивацию учиться;
-другой вариант – сделать чек-лист и ставить галочки напротив пунктов;
-еще один – старое доброе портфолио, отличный способ копить и фиксировать победы.
Все перечисленные атрибуты – не бутафория, как считают некоторые взрослые, а показатель усилий, прилагаемых ребенком для получения очередной «звездочки на фюзеляже».
Правильно организуйте рабочее место. Значение имеет и стол, за которым удобно сидеть, и верно подобранное освещение, и стеллаж для учебников и тетрадей, и яркие канцелярские принадлежности, обложки с красивыми картинками, любимое фото на стене. Внешний антураж тоже влияет на мотивацию ребенка. Последняя неделя августа – самое время оформить учебное пространство. Не забудьте проверить исправность компьютера, принтера – потом их будет некогда ремонтировать. О режиме дня также следует позаботиться за неделю до начала занятий.
Шопинг в меру. Порадовать ребенка можно не только новой одеждой или сумкой, но даже таким незначительным аксессуаром, как точилка. Главное, что посещение магазинов (покупки через интернет не в счет!) тоже поможет настроиться на учебу. Но излишняя суета ни к чему, некоторых детей она только пугает. Скажем, оптом «затариваться» бессмысленно – дефицита сейчас нет. Можно приобрести необходимый минимум, а остальное докупать в течение года.
Повторите материал. В сентябре, когда учебная нагрузка невелика, стоит помочь ребенку вспомнить пройденное в прошлом году. Долго не сидите – достаточно 15 – 20 минут. Занятия можно проводить в игровой форме, а в конце поощрить ученика чем-то приятным, например, любимыми сладостями.
Детям нужен положительный пример. Вспомните свои школьные годы. Расскажите, что вас волновало в возрасте сына или дочери, с какими сложностями сталкивались, как их преодолевали. Школьнику необходимо почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях. На примере людей, которые многого добились в жизни, объясните в доступной форме, что успех и благополучие сами по себе не приходят, для этого надо постараться, а знания помогут в достижении цели.
Продемонстрируйте ребенку личный пример. Запишитесь на курсы иностранного языка, займитесь танцами, встаньте на сноуборд… Словом, найдите хобби и покажите, что любое новое начинание дается непросто, но труд, регулярные тренировки и дисциплина приводят к хорошим результатам.
Пофантазируйте на тему «космонавтов» и «балерин». Постарайтесь как можно раньше заставить малыша задуматься о выборе профессии. Это глобальная цель, двигаться к которой нужно уже в процессе получения знаний. И пусть по мере взросления она меняется, главное – понимание того, что будущему космонавту стыдно не знать математики, а физика пригодится даже балерине на сцене. Блогеру важно много читать, грамотно говорить и свободно владеть английским. Это ли не мотивация?
Планируйте отдых. Не проводите субботу с воскресеньем за уроками. Внесите в расписание прогулку, экскурсию, бассейн – то, что вас объединяет. Помните: самое главное – это время, вложенное в ребенка.
Подготовила Арина АСТАФЬЕВА.
Фото с сайта ИА «Башинформ» и из архива Гульсум Шакировой
Кстати
-Если вы поможете бабочке выбраться из кокона, она никогда не сможет летать. Чтобы крылья окрепли, бабочка сама должна приложить максимум усилий. Так же и с ребенком: главная составляющая его успеха – прилагаемые усилия, – отмечает Гульсум Шакирова. – Учите школьника добиваться поставленных целей, преодолевать препятствия, вырабатывать терпение и развивать силу воли. Недаром в списке правил мотивации для студентов Гарвардского университета есть пункт: «No pain, no gain» – «Без боли нет выгоды», или, как говорят у нас, «Не попотеешь – не заработаешь».
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ
По словам эксперта, объединив усилия с педагогами, нужно сделать все возможное, чтобы ребенок почувствовал себя успешным. Именно от этого ощущения будет зависеть его отношение к учебе на протяжении всех последующих лет: как ребенок сдаст ЕГЭ, продолжит ли образование после школы, что станет основой его жизни – мотивация достижений или движение по течению