Найти в Дзене
Умные решения

Россия наконец-то дождалась. Стартует мегапроект за 1,7 трлн рублей, и это только начало

Оглавление

В августе Владимир Путин одобрил перспективный дорогой мегапроект, который на протяжении последних 20 лет вызывал много споров. Решение важной для страны задачи откладывалось, но теперь причин тянуть не осталось. Многое говорит в пользу реализации, поэтому Президент России поставил подпись под схемой национального проекта «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей». Подробности разберём далее.

Материал создан при поддержке 76m2

Что даёт высокоскоростная сеть железных дорог

Дороги — это кровеносная система огромного организма под названием государство. Развитую сеть без преувеличения можно назвать основой экономического роста. А значит, оценивать целесообразность строительства любой новой дороги необходимо с учётом мультипликативного эффекта.

Важно понимать, что высокая транспортная доступность приобретает колоссальное значение в условиях такой большой страны, как Россия. Невозможно говорить о дальнейшем развитии регионов в отрыве от налаживания связей между ними. Работа, учёба, бизнес, туризм — вот лишь несколько сфер, где новые дороги открывают широкие перспективы для жителей.

Президент поставил подпись. И вы подпишитесь. На канал Больше Строй!
Президент поставил подпись. И вы подпишитесь. На канал Больше Строй!

Соответственно, высокоскоростная сеть все эти плюсы приумножает. Так, новая магистраль между Москвой и Петербургом сократит для пассажиров время в пути практически вдвое: с 4 часов 20 минут до 2 часов 15 минут.

Кроме того, существенно освободится действующая инфраструктура для движения товарных поездов, о чём упомянул В. В. Путин. Только представьте, насколько перегружена сейчас Октябрьская железная дорога, если товарным поездам приходится делать крюк в 600 км. Их путь до портов Балтики становится почти вдвое длиннее.

-3

Что, где, когда

После окончательной реализации мегапроекта выгоды ощутит вся Россия. Ведь направление «Москва — Петербург» — это только начало. Впереди строительство высокоростных магистралей (ВСМ) по всей стране. В планах протянуть дороги до Казани, Воронежа, оттуда на Урал, в Адлер, а в перспективе железнодорожная сеть охватит и новые регионы.

Долгое время решалось, с какого направления начать строительство. Сейчас к приоритетным относят коридор «Север–Юг».

Обсуждались различные варианты трассировки
Обсуждались различные варианты трассировки

Пока с большой долей уверенности можно говорить о ближайшей перспективе. ВСМ «Москва — Петербург» планируют запустить к 2027 г. Насчёт остальной части мегапроекта мнения экспертов сильно расходятся. Называют 2030-е, 2040-е и даже 2050-е гг. Точнее о сроках реализации сказать сложно.

Почему сейчас и что там с финансированием

Однако ещё сложнее — дать старт такой масштабной стройке. Особенно учитывая, что в России есть важные инфраструктурные проекты, запуск которых без конца откладывается. За примерами далеко ходить не надо. Строительство того же Северного широтного хода в очередной раз перенесли осенью 2022 г., ссылаясь на недостаток финансирования и необходимость расширять Восточный полигон.

Разумеется, сеть высокоскоростных железных дорог тоже обойдётся недёшево. Только ВСМ «Москва — Петербург» Минтранс оценивает в 1,7 трлн рублей. Дальнейшее развитие сети уже выливается в 4-5 и более трлн рублей.

Мегапроект обсуждают давно
Мегапроект обсуждают давно

Но на этот раз, несмотря на высокую стоимость мегапроетка, ситуация может оказаться куда более позитивной. По словам президента, банки выразили готовность финансировать строительство. Среди возможных участников называют Сбер и ВТБ.

«Добиться поставленной цели только за счёт государственных средств вряд ли получится. Скорее всего, будет предложена идея государственно-частного партнёрства как на строительство, так и на обслуживание», — отмечает доцент факультета таможенного администрирования и безопасности РАНХиГС Санкт-Петербург, кандидат экономических наук Владимир Николаев. Источник: российское издание “Деловое Петербург”

Помимо источника финансирования, есть вопрос необходимой производственной базы, который в нынешней международной обстановке стоит особенно остро. И на текущий момент с этим всё складывается довольно успешно. Дело в том, что строить высокоскоростные поезда после ухода Siemens будет российская компания «Синара — транспортные машины».

Подпишитесь на канал Больше Строй!
Подпишитесь на канал Больше Строй!

Единственное — есть и ложка дёгтя в бочке мёда. И это график реализации, который, пожалуй, вызывает наибольшие опасения. Если запуск ВСМ «Москва — Петербург» намечен на 2027 г., то приступить к сборке состава планируется в 2026 г. Так что, вполне возможно, не обойдётся без сдвига сроков вправо.

Тем не менее решение принято. Вероятно, в ближайшем будущем начнётся строительство высокоскоростной сети железных дорог, о которой задумывались ещё в советское время.

  • Ставьте лайк и подпишитесь! Впереди ещё более интересные материалы.