Анна Андрюкова спасла сотни хвойных деревьев
Об этой удивительной женщине я узнала весной из соцсетей, где она разместила пост с отчаянной просьбой спасти сосенки, выросшие самосевом на месте, отведенном под строительство многоэтажных домов. Публикация с призывом не дать уничтожить экскаваторами и совершенно бесплатно получить хвойные саженцы мгновенно стала «вирусной».
Мои знакомые поехали на точно указанное Анной место и выкопали более 30 деток, которые в тот же день высадили на улице в своей деревне. Их примеру недавно последовала я и познакомилась с защитницей природы.
Бабушка спасала даже первоцветы
Любовь к природе Ане привила ее бабушка Елена Сергеевна Смирнова. Когда началась Великая Отечественная война, она окончила первый курс геофака Ленинградского педагогического института имени А. И. Герцена. Девушку, как и многих других блокадников, в 1942 году вывезли на Большую землю по Дороге жизни через Ладожское озеро. После войны Елена Сергеевна вернулась в родной город и завершила учебу в вузе. В Башкирию приехала с двумя маленькими детьми в начале 50-х. Супруг, по воспоминаниям, был хорошим человеком, но не смог последовать за семьей. Елена одна вырастила дочерей. 40 лет проработала на кафедре физической географии БГУ. Аня с раннего детства ездила по Башкирии с ней и студентами на практику. Биогеограф вела активную работу по защите окружающей среды, проводила лекции в Ботаническом саду Уфы, парке Лесоводов. Анна помнит, как, увидев, что кто-то срывает первоцветы, останавливала, объясняла, почему нельзя вырывать растение с корнем. Любимая бабушка рано ушла из жизни. Ее старшая дочь Марина сожалеет о том, что отдала кому-то из знакомых рукопись недописанной мамой книги о целебных травах и природе Башкирии.
Мэри Поппинс из Зелёного зала
Марина Бублиенко, мама Анны, после школы поступила на биофак БГУ. «Хотела знать латинские названия растений», — улыбаясь, объясняет свой выбор. Забегая вперед скажем, что, выйдя на пенсию, она увлеклась ландшафтным дизайном. И сейчас, выращивая всевозможные цветы в своем саду, называет любимые бархатцы тагетсами, а занесенные в Красную книгу подснежники — ветреницами и анемонами.
После окончания вуза несколько лет Марина Павловна была мастером по озеленению на уфимском заводе коммутационной аппаратуры. Но дипломированного преподавателя ботаники больше привлекала работа с детьми. Чем раньше начато экологическое воспитание, тем лучше, решила она и пришла в Зеленый зал Дворца пионеров Уфы — ныне Дворец детского творчества. В 80 — 90-е годы педагог дополнительного образования вела занятия по экологии, непривычной в те годы науке, замещая временно отсутствующих учителей начальных классов в ближайших школах. Дети любили уроки, на которые Марина Павловна приходила с магнитофоном, картой Башкирии, глобусом и… зонтом, становясь похожей на Мэри Поппинс. Она ходила с ребятами в однодневные походы, где, обращая внимание на красоту родного края, рассказывала о пользе и беззащитности растений, о необходимости бережного отношения к природе. Марину Павловну приглашали выступать на телевидение. «Мы боролись за каждое деревце», — вспоминает Анна Александровна те годы. — В газете «Учитель Башкирии» о маме была опубликована заметка «Дети учатся и учат».
Вирус доброты
Неудивительно, что Анна переняла от бабушки и мамы желание сохранить природу в ее первозданной красоте. Она не любит асфальт, бетон и все, что загрязняет землю, воздух и воду. Благодарна бабуле за то, что та в свое время перебралась в Башкирию, где столько живописных мест.
— Летом 2019 года я обратила внимание на то, что на поле недалеко от нашего СНТ появились молодые хвойные деревца. Они размножились самосевом от сосен, стоящих рядом. Сосенок было много, их колючие макушки повсюду торчали из бурьяна, — рассказывает Анна о событии четырехлетней давности. — Я была очень озадачена, так как в начале поля около трассы уже разворачивалось строительство первых домов. Начала звонить в администрацию, говорить о том, что в Ленинском районе поднимается сосновый бор, его нужно спасать! Написала пост во «ВКонтакте», который неожиданно попал в новости Башкортостана, и начался поток телефонных звонков. Приезжали представители администрации города, прилегающих районов и даже из других регионов, родовых поместий, от партии «Зеленых», телевидение.
Отвечая на звонки, подсказывая маршрут, Анна начала интересоваться, как правильно посадить сосну. С ней охотно делились познаниями, она же в свою очередь рассказывала обо всех премудростях другим. От Анны я узнала, что главное условие, чтобы сосна прижилась на новом месте — не посадка ее той же стороной к югу или северу, какой она росла, а добавление торфяной смеси в лунку и хороший полив в первые недели. Очень важно, чтобы корни саженца были с хорошим комом земли, а еще — чем меньше росток, тем вернее он приживется. Года три назад соседка по саду дала детку сосны высотой 10 см. И с каждым годом этот росток на нашем участке все выше и пушистей.
Благодаря Анне в 2019 году справили новоселье почти все самосевные сосенки.
Всем очень благодарна
— Прошло больше трех лет, на нашем поле построили огромные дома, заселились люди, появились улицы, магазины. Лишь часть поля, прилегающая к соснам, осталась нетронутой. Этой весной я увидела, что там выросли новые детки, их тоже нужно было спасать! — продолжает свой рассказ Анна. — В начале апреля начали приезжать из районных администраций, активисты, даже Росгвардия, я всем очень благодарна, было спасено очень много деревьев. Из Татышлинского района мне написали, что привезли и приготовили к посадке большое количество саженцев с нашего поля. Кто-то выкопал 150, кто-то 30 сосенок, люди звонили, благодарили. Сегодня там еще остались маленькие деревца, надеюсь, до морозов успеем спасти все, — говорит она.
Мне достались именно эти малыши, чему я даже рада. Торфяную смесь по совету Анны я заблаговременно приобрела, так что мои несколько саженцев точно приживутся!
Муравейник — это целая цивилизация
Еще несколько слов о нашей героине. Сыну Анны 27 лет, после окончания колледжа статистики он отслужил в армии и получил высшее экономическое образование, помогает маме. На ее иждивении четыре собаки и шесть кошек, пять из них приблудились в разное время. Анна работает в частной фирме и продолжает выполнять высокую человеческую миссию: спасать все живое.
Однажды в саду у знакомых я увидела, как они плеснули кипятком на муравейник, который, по их мнению, мешал расти ягодам. Муравьи в панике кинулись спасать свое потомство. Каждый хватал по крохотному яйцу и бежал прочь. Уследить, возвращались ли они за новой партией, не получилось. Да и не хотелось, впечатление, я вам скажу, не из приятных. Пишу об этом, потому что сейчас Анна решает новую задачу: хочет спасти от уничтожения большой муравейник в их СНТ.
— Нельзя дать погибнуть целой цивилизации. Я верю, что муравьи — разумные существа. Хотите — верьте, хотите — нет, но каким-то чудом мне удалось уговорить одно семейство покинуть свое жилище, к которому приближалась стройка, — говорит она.
Несколько дней Анна ходила к муравейнику и уговаривала его обитателей перебраться в безопасное место. И муравьи ушли!
Я желаю ей удачи и в этом благородном деле.
Автор: Зинаида СОКОЛОВА