Найти тему
Беерот Ицхак

Ки Теце — Заповеди — заслуги народа Израиля

Оглавление

Автор материала: Рав Гедалья Шорр. Перевод: рав Берл Набутовский.

В этой недельной главе множество заповедей.

Поэтому именно в этом месте Мидраш подробно объясняет основу и смысл выполнения заповедей в общем, а также обсуждает смысл некоторых конкретных заповедей. «Мидраш Раба» (Дварим, 6:3) приводит: «’Потому что она — прекрасный венец для головы твоей’ (Мишлей 1:9). Сказал Раби Пинхас бар Хама: ’куда бы ты не пошел, везде тебя сопровождают заповеди. Если построишь новый дом — ты должен сделать ограду для крыши. Если сделал дверь, то и здесь тебя сопровождают заповеди, как сказано ’и напиши на притолоках дверей своих’ [т.е., прикрепи мезузу]; если одел новую одежду, то и здесь тебя сопровождают заповеди, как сказано: ’не одевай шаатнез’ (смесь шерсти и льна)’.» И далее там приводится длинный список заповедей.

Подобное высказывание приводится также в главе «Шлах» («Мидраш Раба», Бамидбар, 17:5). Мудрецы комментируют стих «и сделайте себе цицит»: «свет посеян для праведника и т.д.» (Теилим 97:11), «Г-сподь желал ради справедливости Своей возвеличить Тору и прославить» (Йешаяу 42:21). Всевышний посеял Тору и заповеди, чтобы передать их народу Израиля для жизни в Грядущем мире, и не оставил в мире ничего, с чем не была бы связана заповедь для Израиля. Выходит человек, чтобы пахать, есть у него заповедь на пахать на быке и осле вместе. Выходит, чтобы сеять, есть у него заповедь не сеять разные виды вместе. Выходит, чтобы сжать, есть у него заповедь не забирать забытый в поле сноп. Месит он тесто, у него есть заповедь отделять халу. Зарезал он животное, у него есть заповедь отдать Коэнам ногу, челюсть и желудок… и т.д. И в конце написано: ’облачился в одеяние, сделай себе цицит.’

Это объясняется следующим образом. В святых книгах, в том числе в книге «Зоар», написано, что 613 заповедей называются 613-ю «советами Торы».

Это рекомендации, каким образом человек может приблизиться к Творцу. [Конечно, это не отменяет обязанности выполнять все заповеди.] Рамбам пишет об этом (в конце законов «Тмура»): «большая часть законов Торы — это советы Великого Советника, как исправить мировоззрение и выправить деяния». И поэтому, для каждого материального занятия, которое может отвлечь человека от Творца и привести к забывчивости, то есть, привести к тому, что человек забудет, какова его роль в этом мире, и погрузится в материальный быт, в «ложный мир», Всевышний установил заповедь для того, чтобы напомнить человеку о его задаче в жизни. Словами Медраша: «передать им Грядущий мир». «Свет посеян для праведника» — Всевышний посеял свет заповедей в деятельность этого мира. Когда праведник выполняет заповедь, его душа пробуждается от дремоты повседневной деятельности благодаря свету, сокрытому в этой заповеди. Заповеди сопровождают его, как сказано в Медраше: «Потому что она — прекрасный венец для головы твоей». Комментаторы объясняют, что слово «לוית» (которое мы перевели как «венец») также означает «соединение», как сказано «И зачала еще, и родила сына, и сказала: теперь-то муж мой прильнет ко мне, ибо я родила ему трех сыновей; от этого наречено ему имя Леви» (Берешит 29:34). Как и слово «венец», «לויה», слово «прильнет» и имя «Леви» также происходят от корня «לוה». Таким образом, «венец заповедей» соединяет человека с «головой», то есть, с его духовным источником. Теперь даже его материальные деяния связаны с высшим источником.

Мидраш объясняет, что при каждом изменении формы возникает ещё одна заповедь.

Например, при жатве, злаки отрываются от земли — и это действие производится человеком. Получается, что человек отделил эти растения от корня, из которого они выросли. Поэтому Всевышний установил заповедь, которую следует выполнять именно после жатвы, как сказано: «Когда будешь жать на поле своем и забудешь сноп на поле, то не возвращайся чтобы взять его; для пришельца, сироты и вдовы да будет он, чтобы благословил тебя Г-сподь, Б-г твой, во всяком деле рук твоих» (Дварим 24:19). И также, когда месят тесто, и дело рук человеческих придаёт ему форму, есть особая заповедь: «Когда будете есть хлеб той земли, возносите возношение Г-споду. От начатков теста вашего халу возносите в возношение; как возношение с гумна [терума], так возносите ее. От начатков теста своего отдавайте Г-споду возношение во всех поколениях своих» (Бамидбар 15:19-21). И так в каждой ситуации возникает заповедь, как объясняет Медраш. Получается, что заповеди постоянно сопровождают человека, что бы он ни делал. Это советы, исходящие от Великого Советчика, Всевышнего, благословен Он, помогающие человеку приблизиться к своему корню, чтобы не погряз он в материальности из-за деяний своих, и чтобы не позабыл Творца своего, видя, что его действия — это то, из-за чего меняется форма окружающих его вещей. Но благодаря заповедям, он вспомнит свой источник — источник всего мироздания. Он вспомнит, что всё — от Него, благословен Он. И благодаря выполнению заповеди и напоминанию о Всевышнем, удостоится света, посеянного в заповеди, как сказано в Мидраше.

И ещё написано в Мидраше в комментарии к нынешней главе (Мидраш Раба, Дварим 6:2): «’Чтобы не взвешивал ты пути жизни, стези ее блуждают, не узнаешь их.’ (Мишлей 5:6) Всевышний сказал: ’не сиди и не взвешивай заповеди Торы’. Что сделал Всевышний? Он не открыл людям, какова награда за каждую заповедь, чтобы выполняли они все заповеди.»

И далее приводится известная аллегория про царя, который нанял рабочих, [привел их в свой сад, но не сказал, за какую работу полагается какая плата, чтобы не оставили они работу, за которую платят мало, и не побежали все делать работу, за которую платят много. Вечером, царь вызвал каждого рабочего и спросил его: ’какое дерево ты обрабатывал?’ ’Такое-то’. ’Это перец. Плата за него — один золотой.’ ’А ты какое дерево обрабатывал?’ ’Такое-то’. ’Это белый цветок, плата за него пол золотого’. ’А ты что обрабатывал?’ ’Такое-то дерево’. ’Это оливковое дерево. Плата за него — двести золотых.’ ’Почему же ты не раскрыл нам плату за каждую работу? Ведь тогда мы все смогли бы обрабатывать то дерево, за которое полагается высокая плата!’ ’Но тогда, кто бы обрабатывал весь мой сад?’]

Далее Мидраш объясняет, что Всевышний не раскрыл нам награду за заповеди, за исключением двух заповедей, одну тяжелейшую из тяжелых — уважение к родителям и заботы о них, и другую, легчайшую из легких — обязанность отогнать птицу, если хочешь взять птенцов. И награда за обе эти заповеди — это долголетие.

Написано: «Ибо заповедь — светильник, а Тора — свет» (Мишлей 6:23).

Это можно сравнить с частями тела. Всё тело получает жизненную силу от части души под названием «нефеш», которое оживляет каждую его часть. Каждая часть получает ту жизненную силу, которая ей необходима. Есть части тела, которым необходимо всего лишь немного жизненной силы, как например волосы, которые тоже получают жизненную силу от «нефеш», но жизни в них совсем немного. [Другие же нуждаются в мощном потоке жизненной силы.] И, тем не менее, «нефеш» дает жизнь всем частям тела вместе, и этот источник жизни един для всего тела.

И то же самое относится к свету Торы, который Всевышний вложил в 613 «советов Торы».

Каждая заповедь — это как светильник, который светится светом Торы. Есть заповеди, свет которых очень интенсивен, и есть такие, свет которых слаб. Но для того, кто выполняет заповеди ради них самих, между ними нет разницы. Ведь какую бы заповедь он не выполнял, он тем самым прилепляется к источнику этой заповеди, к свету Торы. А Израиль, Тора и Всевышний — это одно целое, и выполняющий заповедь прикрепляется к свету этого единства, ибо в корне всё едино. Заповеди привносят свет Торы в материальный мир, и поэтому они сопровождают нас при каждом нашем действии. И на это намекает аллегория с садом — ибо Всевышний хотел наделить заслугами народ Израиля, поэтому преумножил им Тору и заповеди, чтобы осветить все их деяния и напомнить им, что любое изменение физической формы в этом мире — это лишь ещё одно одеяние того единого духовного света, который скрыт в той вещи. И поэтому награда любой заповеди, будь она тяжелейшей из тяжелых, или легчайшей из легких, — это долголетие в тот день, который длится вечно [т.е., Мир Грядущий]. Это учит нас, что все заповеди — это светильники, в которых горит пламя Торы, пламя единства, пламя, которое относится к высшим мирам и ко дню, который длится вечно.

[Примечание редактора: Я слышал от нашего учителя рава Моше Шапиро, что совокупность выполнения всех заповедей важнее, чем выполнение отдельной, даже тяжелой, заповеди.]

Источник