Найти в Дзене

Противоминный трал — саперный тупик Третьего рейха

Единственный в мире экземпляр противоминного трала фирмы “Алкетт”. Изготовлен в Германии в 1942 году. Назначение — разминирование минных полей. Уникален по конструкции: трехколесное шасси и самая мощная броня снизу. Захвачен Красной армией в 1945 году. Не принимал участие в боевых действиях.

Это одна из самых экзотических машин в мире: бронированный корпус с двумя огромными колесами спереди и одним сзади. На ободах колес — тяжелые металлические “башмаки”. Немецкий противоминный трал — наглядный пример того тупика, в который зашла конструкторская мысль Третьего рейха.

Немцы широко применяли мины, включая противотанковые, еще в годы Первой мировой войны. Но бороться с минами противника по мнению германских военных должна была не техника, а люди — специально подготовленные саперы. И лишь в 1940 году, когда Вторая мировая война уже была в разгаре, в Германии начались работы над противоминными тралами. Для сравнения — первые образцы советских минных тралов появились еще в 1934 году.

 Общий вид трала спереди под углом. Источник фото: vif2ne.org
Общий вид трала спереди под углом. Источник фото: vif2ne.org

Фирмы “Вегманн” и “Крупп”, знаменитые немецкие производители оружия, построили несколько опытных машин на базе легких и средних танков. Но в серию не пошла ни одна.

В сентябре 1940 года немецкое Управление вооружений выдает фирмам “Крупп”, “Даймлер-Бенц” и “Алкетт” заказ на колесные самоходные тралы.

Была идея создать машину на стальных колесах большого диаметра. Такой трал должен быть сравнительно подвижным и технически простым: просто наезжать на мины с нажимными взрывателями. Броне достаточно было защищать машину от бронебойных пуль обычного калибра.

Вид трала сбоку справа. Источник фото: vif2ne.org
Вид трала сбоку справа. Источник фото: vif2ne.org

Фирма “Крупп” по такому заказу разработала огромный “тральщик” весом свыше ста тонн, но полностью достроить до конца войны хотя бы одну машину так и не успела. В 1945 году единственный экземпляр трала “Круппа” был захвачен американскими войсками прямо на полигоне у городка Хиллерслебен.

Опытному тралу фирмы “Алкетт” повезло чуть больше.

Фирма “Алкетт” была основана в 1937 году как филиал компании “Рейнметалл-Борзиг” и разместилась в западном районе Берлина — Шпандау. Фирма быстро росла и стала одним из основных производителей танков для германской армии.

Вид трала сзади сбоку. Источник фото: vif2ne.org
Вид трала сзади сбоку. Источник фото: vif2ne.org

К августу 1942 года “Алкетт” построила трал под названием “Alkett- Raumgerat”.

Самоходный трал представлял собой машину на трех огромных колесах.

Передние два колеса — ведущие, с приводом от бензинового двигателя фирмы “Майбах” в корме, мощностью 300 лошадиных сил. Двигатель размещен поперек корпуса.

Диаметр ведущих колес — 2,5 м. Заднее колесо диаметром 1,9 м, поворотное, позволяет машине маневрировать на поле боя.

Самое необычное в немецком трале — конструкция колес. На обод колеса надевается шарнирная цепь из роликов, внешне похожая на велосипедную. Звенья цепи входят в выемки обода. А к самой цепи крепятся массивные литые “башмаки”.

Схема бронирования корпуса и башни. Источник фото: vif2ne.org
Схема бронирования корпуса и башни. Источник фото: vif2ne.org

Такую ходовую часть предлагал для боевой машины еще знаменитый фантаст Герберт Уэллс в начале двадцатого века, на основе патента британского инженера Брамы Джозефа Диплока. Но воплотили идею немцы — другие страны предпочли более простые решения.

В любой момент времени несколько “башмаков” трала контактируют с грунтом, давят на землю с минами внутри и подрывают их. Башмак, принявший на себя взрыв мины, в теории можно было заменить прямо на поле боя.

Экипаж трала — всего два человека, сидящие в отделении управления спереди, между ведущих колес.

Вес тральщика — свыше 38 тонн, почти как у тяжелого танка КВ первых версий. При этом броня — не более 40 мм. Высота — 2,8 м, сопоставима с высотой среднего танка США “Шерман”, отличавшегося большими габаритами. Но немецкий трал еще и заметно шире — 3,17 м против 2,6-3 м у американского танка.

Схема размещения агрегатов и механизмов в корпусе трала. 
1  - педаль акселератора; 2  - педаль тормоза;
3  - педаль главного фрикциона;
4  - рычаги тормозов;
5  - штурвал;
6  - сиденье механика-водителя;
7  - ведущее колесо;
8  - кулиса;
9  - рычаг мультипликатора;
10 - тормозная лента;
11 - ось ведущих колес;
12 - промежуточная передача;
13 - соединительный кожух;
14 - главная передача;
15 - демультипликатор;
16 - коробка перемены передач;
17 - гитара;
18 - лапы крепления двигателя;
19 - главный фрикцион;
20 - двигатель;
21 - привод к вентиляторам;
22 - червячный винт привода управления;
23 - радиатор;
24 - вентилятор;
25 - заливная горловина тлоливного бака;
26 - ось станины направляющего катка;
27 - топливный бак;
28 - кронштейн оси станин.
Источник фото: vif2ne.org
Схема размещения агрегатов и механизмов в корпусе трала. 1 - педаль акселератора; 2 - педаль тормоза; 3 - педаль главного фрикциона; 4 - рычаги тормозов; 5 - штурвал; 6 - сиденье механика-водителя; 7 - ведущее колесо; 8 - кулиса; 9 - рычаг мультипликатора; 10 - тормозная лента; 11 - ось ведущих колес; 12 - промежуточная передача; 13 - соединительный кожух; 14 - главная передача; 15 - демультипликатор; 16 - коробка перемены передач; 17 - гитара; 18 - лапы крепления двигателя; 19 - главный фрикцион; 20 - двигатель; 21 - привод к вентиляторам; 22 - червячный винт привода управления; 23 - радиатор; 24 - вентилятор; 25 - заливная горловина тлоливного бака; 26 - ось станины направляющего катка; 27 - топливный бак; 28 - кронштейн оси станин. Источник фото: vif2ne.org

Броня трала — сварная из катаных листов низкой твердости.

Необычно то, что наибольшая защита машины — снизу, а не спереди, но это оправдано ее назначением. Днище трала — двойное.

Внешняя броня днища толщиной 40 мм собрана из двух соединенных встык листов и изогнута в виде латинской буквы V, лучше защищая от ударной волны и осколков, как на современных машинах с противоминной защитой.

Над внешним листом брони размещен плоский внутренний, толщиной 20 мм. Внутренний лист — съемный и крепится на болтах. На внутреннем листе монтируются двигатель и агрегаты ходовой части. Пространство между листами заполнено ребрами жесткости.

Общий вид отделения управления. 
1 - штурвал поворота трала; 
2 - щиток контрольных приборов;
3 - сидение механика-водителя;
4 - рычаг тормоза;
5 - кулиса;
6 - рычаг демультипликатора.
Источник фото: vif2ne.org
Общий вид отделения управления. 1 - штурвал поворота трала; 2 - щиток контрольных приборов; 3 - сидение механика-водителя; 4 - рычаг тормоза; 5 - кулиса; 6 - рычаг демультипликатора. Источник фото: vif2ne.org

На крыше отделения управления трала поставлена одноместная башня от легкого танка Pz.Kpfw. I с двумя спаренными пулеметами МГ-34 калибра 7,92 мм.

Хотя тральщик должен принимать корпусом частые удары мин, амортизации сидений у членов экипажа нет.

К началу лета 1943 года прошли первые испытания. Трал успешно передвигался по мягким песчаным грунтам. Максимальная скорость составила от 15 до 20 км/ч. В теории трал оставлял за собой три полосы, свободные от мин, общей шириной 1900 мм. Однако в ходе испытаний вышел из строя рулевой механизм, требовались доработки ходовой части. Поэтому “прогонять” машину по минам даже не начинали.

В 1945 году экзотическую машину захватили советские войска, прямо на территории Германии. Она так и не успела поучаствовать в боях.

Трофей привезли на полигон в подмосковную Кубинку и тщательно испытали. К 31 июля 1947 года советские специалисты сделали вывод, что конструкция трала не является современной и потому уже не представляет интереса. Критике подверглись также большая масса, низкая удельная мощность и скорость движения, недостаточная маневренность и слабое бронирование трала при его больших размерах. А также значительные пропуски между полосами траления — до 40 % от общей полосы. Все это стало иллюстрацией тупиковости конструкторской мысли Третьего рейха.

Редуктор отбора мощности. 
1 - картер;
2 - вал отбора мощности;
3 - ведомый вал;
4 - вилка переключения;
5 - муфта сцепления;
6 - шестерни ведомого вала;
7 - шестерни вала отбора мощности;
8 - шестерни разбрызгивания масла;
9 - фланец карданной передачи;
10 - коническая шестерня карданной передачи
Источник фото: vif2ne.org
Редуктор отбора мощности. 1 - картер; 2 - вал отбора мощности; 3 - ведомый вал; 4 - вилка переключения; 5 - муфта сцепления; 6 - шестерни ведомого вала; 7 - шестерни вала отбора мощности; 8 - шестерни разбрызгивания масла; 9 - фланец карданной передачи; 10 - коническая шестерня карданной передачи Источник фото: vif2ne.org

Немцы остро нуждались в средстве борьбы с минными полями еще в 1940 году. Но за несколько лет “Алкетт” создала всего одну опытную машину, которая так и не успела на фронт вплоть до 1945 года. И это в условиях войны, когда разработки обычно стремительно ускоряются.

Пока советские, британские и американские танки используют серийные навесные тралы разных конструкций — массовые, эффективные и дешевые — немецкие конструкторы создают уникальные проекты, внешне эффектные, но практически бесполезные на поле боя.

Высокая и широкая машина, медленно едущая впереди остальной техники, стала бы отличной мишенью на поле боя. При этом ее броня не выдержала бы обстрела даже легких противотанковых орудий, а экзотический внешний вид сразу бы выделял ее среди другой бронетехники.

Привод управления поворотом.
1 - штурвал; 2 - карданная передача;
3 - редуктор отбора мощности;
4 - гитара;
5,6 - карданные передачи;
7 - понижающий редуктор;
8 - цепи;
9 - направляющие ролики;
10 - направляющий каток.
Источник фото: vif2ne.org
Привод управления поворотом. 1 - штурвал; 2 - карданная передача; 3 - редуктор отбора мощности; 4 - гитара; 5,6 - карданные передачи; 7 - понижающий редуктор; 8 - цепи; 9 - направляющие ролики; 10 - направляющий каток. Источник фото: vif2ne.org

Если в обычном трале подрыв происходит впереди машины, то в немецком варианте взрыв угрожает непосредственно ходовой части. Несмотря на двойное днище и колеса с “башмаками”, будет вполне достаточно увеличить заряд взрывчатки, что и делали в реальности.

Например, когда в 1943 году советские саперы столкнулись с тяжелыми немецкими танками, чьи гусеницы иногда выдерживали подрыв старых мин ТМД-40 и ТМД-42, на вооружение оперативно приняли мину ТМД-Б с усиленным зарядом взрывчатки — до 5-7 кг тротила или аммонита. А управляемые фугасы против танков наши саперы применяли еще с 1919 года — в гражданской войне на севере России.

Вид трала сзади. Источник фото: vif2ne.org
Вид трала сзади. Источник фото: vif2ne.org

При этом удельное давление на грунт у немецкого трала более чем вдвое выше, чем у советского тяжелого танка ИС-2 — до 1,9 кг на квадратный сантиметр против 0,8. Такое давление хорошо для надежного подрыва мин — трал уходил в землю на глубину до 10 см. В то же время это плохо для проходимости и маневренности.

Поэтому немецкие самоходные тралы остались техническим тупиком, а развитие техники борьбы с минами пошло другими путями.

_________________________________________________________________________________
Больше экспонатов Центрального парка ВС РФ «Патриот» —
на официальном сайте Парка в разделе "Экспонаты"