Найти тему
Т-34

Несокрушимый Мурманск

«ПАПА Саша герой». Эти три слова школьным мелком написал какой-то малыш по черному срезу огромного валуна на улице имени прославленного рыбацкого капитана Константина Лаврентьевича Буркова. Видимо, услышал сын имя отца, когда гремели слова митинга на площади Советской Конституции в честь присвоения Мурманску почетного звания «Город-герой»...

А на Зеленом мысу монолитно стоит мурманский Алеша — так с любовью называют на Кольской земле памятник защитникам советского Заполярья. 40-метровый солдат из бетона и гранита, мужественный и строгий, возвышается над морским заливом и смотрит гордо и удовлетворенно туда, где у реки Западная Лица раскинулась широкая долина. Стала она долиной смерти для солдат Гитлера, для егерей, названных бесноватым фюрером героями Нарвика и Крита. Но «герои» не прошли к Мурманску. Долина смерти фашистов стала долиной славы советских воинов.

На митинге 7 мая первый секретарь Мурманского обкома партии В. Птицын сказал: «Герои обороны Мурманска помнят, что вот здесь, рядом, на месте этого высотного здания, стояла старая гостиница «Арктика», та самая, где фашистские захватчики собирались устроить банкет по случаю взятия города. Ничего не вышло у гитлеровских генералов с банкетом в «Арктике».

За полгода до того, как над гитлеровским рейхстагом взметнулось Знамя Победы, фашистские полчища были изгнаны с Кольской земли. Воины 19-й и 14-й армий, народные ополченцы, моряки-североморцы не только вышвырнули их с территории Мурманской области, но и освободили северные районы Норвегии...

Живет в Мурманске почетный гражданин города Семен Иванович Кулешов, коммунист ленинского призыва. Он всю войну прошел по каменистым тропам Заполярья. И помню я, какие слова он говорил в 1981 году на Днях мира Северного калотта в норвежском городке Альта. Семен Иванович от имени советской делегации возложил венки к памятникам советским воинам, павшим в Норвегии, и бойцам из батальона «Альта» норвежского Сопротивления. И сказал он тогда, что война — это смерть, а мир — радость жизни. Простые, в общем-то, слова, но, чтобы сказать их в наши дни, надо было пройти четыре долгих года с июня 1941-го до Великой Победы в мае 1945-го.

-2

На фотографиях тех грозных лет Мурманск — в руинах. Гитлеровцы сбросили на город почти 190 тысяч зажигательных и более 4 тысяч фугасных бомб. Из 2.830 зданий к исходу войны уцелела только треть. На каждый квадратный метр территории города фашисты сбросили по 2 килограмма взрывчатки. А в расчете на каждого жителя Мурманска пришлось взрывчатки около 90 килограммов. По плотности бомбовых ударов Мурманск на третьем месте после Сталинграда и Ленинграда.

Но Мурманск выстоял, Мурманск сражался, Мурманск победил! И не могло быть иначе.

ВОТ ЦИФРЫ и факты тех лет. Мурманчане в годы войны построили три линии несокрушимых оборонительных укреплений. Экипажи группы судов тралового флота под прицелами надводных кораблей врага и его подлодок, под бомбами самолетов с черными крестами вели промысел рыбы. Они дали стране в военную пору полтора миллиона центнеров рыбы, 7,5 центнера рыбьего жира, 3,6 миллиона банок консервов.

Рыбацкие суда ловили рыбу и сражались. Более 60 из них не вернулись в порт, и те квадраты, где они погибли, не спустив красных флагов, мурманчане называют огненными героическими квадратами войны.

В годы войны город у Кольского залива отремонтировал 645 боевых и 544 транспортных, рыболовных и вспомогательных кораблей, посылал на фронт оружие и минометы, снаряды и гранаты. В фонд обороны, в фонд помощи детям фронтовиков, на строительство самолетов, танков и подлодок жители города собрали более 60 миллионов рублей.

А на подступах к Мурманску стояли насмерть солдаты. Гитлеровские захватчики имели на Севере в 41-м двойное превосходство в живой силе и почти четырехкратное — в авиации. И они шли уверенно, они рассчитывали, что пройдут 80 километров от границы до Мурманска за три дня. Генерал Дитль говорил своим егерям, что в Мурманске достаточно больших вещевых и продовольственных складов, просторных, уютных ресторанов и гостиниц, богатых магазинов и красивых блондинок. «И все это, — обещал он, — я отдаю вам, солдатам и офицерам, тем, кто первым вступит в город, на три дня». Но егеря так и не увидели ни ресторанов, ни гостиниц. Ни через три дня, ни через три года. Воины 14-й и 52-й дивизий, части 23-го укрепрайона и моряки Северного флота, пограничники и ополченцы не пустили врага через долину и спуски у Западной Лици, и через хребет Муста-Тунтури черная лавина не прошла. На подступах к городу летом и осенью первого года войны героически сражались солдаты и командиры Полярной дивизии. Именно тогда, в самый опасный момент, они отбросили врага, прорвавшего фронт. Страх фашистам в те дни внушали и добровольческие отряды моряков-североморцев. Матросы в бескозырках шли в контратаки. Во весь рост, презирая огонь и смерть. Расчеты 6-й батареи 143-го артполка 14-й дивизии, названной за свой подвиг «Героической комсомольской», также проявили стойкость и мужество.

-3

Защищая Мурманск, стали Героями Советского Союза североморцы Василий Кисляков, Иван Сивко, Александр Торцев. Бесконечен героический список военной поры. Родина за подвиги на Кольской земле удостоила звания Героев Советского Союза дважды — летчика Бориса Сафонова, моряка Александра Шабалина и разведчика Виктора Леонова. Имена почти 150 Героев Советского Союза носят корабли мурманских флотов, школы, улицы, дома пионеров. Более 30 из них не носили при жизни свои Золотые Звезды на груди — они были названы Героями посмертно.

Тогда живые не успевали ставить памятники павшим. Однако, оставляя на полях боев могилы друзей, однополчане, наши деды, отцы и братья, твердо знали: придет время, и оно отольет из бронзы, высечет из камня их имена навечно. Сегодня на Кольской земле почти 100 памятников, обелисков, памятных знаков. Никто не забыт, ничто не забыто!

Советские военные стратеги знают и помнят Петсамо-Киркенесскую операцию, окружение, врага на Алакурттинском направлении. Они вошли в героическую ратную летопись нашего народа как редкий и поучительный пример мастерства советского командования и героизма солдат.

Маршал Советского Союза К. А. Мерецков писал: «Боевые операции в Заполярье явились в истории Великой Отечественной войны уникальными, ибо нигде более нам не давалось обороняться и наступать в такой природной зоне. Мало того, эта операция была по-своему единственной во всей второй мировой войне вообще, и если принять во внимание массу действующих войск и современные технические средства, то и во всей военной истории».

ГЕРОИЧЕСКАЯ борьба советских людей на Кольской земле, разгром врага на подступах к Мурманску высоко отмечены Родиной. 5 декабря 1944 года Президиум Верховного Совета СССР учредил медаль «За оборону Советского Заполярья». Этой медалью награждено около 350 тысяч советских людей и иностранных граждан. Войскам Карельского фронта и морякам-североморцам четырежды салютовала Москва, четырежды объявлял благодарность Верховный Главнокомандующий защитникам Кольского Севера.

-4

В те годы Мурманск стал одним из главных путей, по которому в нашу страну доставлялось военное снаряжение и продовольствие от союзников по антигитлеровской коалиции. Тогда, чтобы дело организовать четко и оперативно, Государственный комитет обороны СССР своим уполномоченным на Севере назначил Ивана Дмитриевича Папанина. И он отлично справился с поручением.

В первые же дни войны Мурманская партийная организация отправила на фронт почти половину всех коммунистов, ушли в бой 10 тысяч комсомольцев, в строй боевых кораблей Северного флота встала большая часть рыболовецких траулеров. По решению обкома партии в 1942 году были организованы отряды народных мстителей «Советский Мурман» и «Большевик Заполярья». Партизаны уходили рейдами в глубокий тыл врага и наносили его гарнизонам и коммуникациям огромный урон.

В декабре 1944 года советские газеты писали: на Кольском полуострове находится участок земли, где гитлеровским войскам в течение всей войны не удалось перешагнуть линию Государственной границы.

...Много сегодня гостей у Мурманска, ставшего еще одним городом-героем. И Мурманск гостеприимно встречает их. Город, который продолжает осваивать Арктику с помощью ледокольного атомного флота. Город, который строит, промышляет рыбу, ищет нефть...

А за спиной 40-метрового гранитного Алеши на берегу Семеновского озера готовится в дальнее «плавание» огромный корабль. Это новый Дом пионеров, стилизованный проектантами под корабль. Дети и внуки тех, кто отстоял Мурманск, кто прикрыл его своей грудью, живут счастливо и радостно в городе-герое на кольской земле.

М. ЗИНОВ (1985)