Мне было лет 5-6, мы гуляли в московском парке Коломенское и проходили мою любимую православную церковь голубыми куполами, украшенными золотыми звездами. Она была красивая снаружи и очень мрачная внутри.
Дедушка всё время что-то затевал, то в праздник приведет меня в толпу людей, где священник с кадилом опрыскает меня противной водой. То решит во время службы подняться на колокольню, послушать перезвон и посмотреть на работу звонарей.
Я не разделяла дедушкиной любви к церковным приключениям. Еще с трех лет, когда меня крестили, я не взлюбила православные таинства, когда я орала и не давала утопить меня в купели.
Дедушка с детства был атеистом и партийным коммунистом, но ближе к старости стал типа верующим. В чем мне всегда виделось лицемерие.
Бог с ним. В общем, мы пошли на колокольню. Долго поднимались по винтовой лестнице наверх. Это было очень интересно! Я никогда такого не видела.
Еще мне понравился мальчик — помощник и сын звонаря. Он был ребенок, постарше меня и мне было спокойно от его присутствия.
Колокола большие и маленькие мне очень понравились! Вид с колокольни тоже был красивый. А еще я чувствовала себя избранной — большинство людей толпились внизу, а мы с дедушкой были здесь — на самом верху.
И тут началась служба.
Звонарь с его маленьким помощником стали звонить в колоколаааааа...
АААААА! Как я орала!
Звук колоколов буквально оглушил меня, он был чудовищно, невыносимо громкий. Мне было страшно и физически больно от происходящего. Я заткнула уши руками и открыла рот, так, мне сказали, звук будет не такой оглушающий.
Я разрыдалась и потребовала, чтобы меня увели назад. Но, увы, у взрослых были другие намерения. Звонарь должен был доиграть.
Это была сущая пытка для маленькой меня!
Но я пережила и, кажется, меня это даже не травмировало. Я не боюсь ни колоколов, ни громких звуков.
...Сегодня я сама поднялась на колокольню не во время службы, чтобы посмотреть на красоты Елабуги.
И, конечно, вспомнила эту историю.
Я очень благодарна дедушке, он показывал мне новое, но почти никогда не заставлял меня принимать всё, что он бы хотел мне дать. В том числе и в вопросах веры.
Поэтому, когда мне исполнилось 6 лет, я сделала другой выбор.
Решила стать, как мама и отчим — поверить в учения малой христианской организации, где было куда меньше обрядов, кропления святой водой, зато куда больше углубления в Библию и довольно много логики.
В детстве Бог мамы и отчима, нравился мне больше, чем Бог дедушки и бабушки, потому что в новой вере для меня было меньше лицемерия и показухи.
Но потом всё пошло не так…