Найти в Дзене
К людям со смыслом

Слышать или слушать: как это влияет на результат

Мы все уверены, что отлично умеем слушать других. Это вот другие, они и не умеют. Со мной все ок, а они меня не хотят слышать. Я намеренно использую эти глаголы, так ведь и говорим обычно, что мы именно «слушаем» а другие нас «не слышат». На самом деле нам всем нужно учиться не слушать, а слышать других. Когда мы слушаем, то обычно просто ждём, когда собеседник закончит свою мысль, чтобы быстренько вставить то, что хочется сказать. В худшем случае мы даже и не ждём, а уже «всё давно поняли» и просто перебиваем собеседника. Кстати, я этим грешила, и до сих пор иногда так делаю, каюсь. Можно и вежливо перебивать. Например, можно сказать, что всё понял, поблагодарить за интересную мысль, а затем снова топить за свои идеи. Самые «продвинутые» перебивают, вернув собеседнику то, что услышали, но это высший пилотаж. Тем не менее, это всё — способы перебить. У меня был коллега, который говорил: «Оксана, мне вообще не дали на встрече ничего сказать, я говорил меньше других!». То есть, он измеря
Оглавление

Мы все уверены, что отлично умеем слушать других. Это вот другие, они и не умеют. Со мной все ок, а они меня не хотят слышать.

Я намеренно использую эти глаголы, так ведь и говорим обычно, что мы именно «слушаем» а другие нас «не слышат».

На самом деле нам всем нужно учиться не слушать, а слышать других.

Когда мы слушаем, то обычно просто ждём, когда собеседник закончит свою мысль, чтобы быстренько вставить то, что хочется сказать. В худшем случае мы даже и не ждём, а уже «всё давно поняли» и просто перебиваем собеседника. Кстати, я этим грешила, и до сих пор иногда так делаю, каюсь.

Можно и вежливо перебивать. Например, можно сказать, что всё понял, поблагодарить за интересную мысль, а затем снова топить за свои идеи. Самые «продвинутые» перебивают, вернув собеседнику то, что услышали, но это высший пилотаж. Тем не менее, это всё — способы перебить.

У меня был коллега, который говорил: «Оксана, мне вообще не дали на встрече ничего сказать, я говорил меньше других!». То есть, он измерял свою эффективность временем «говорения». Это достаточно популярный подход. Нужно не «много говорить», а говорить так, чтобы вас «услышали» и за этим последовали необходимые действия/решения.

Кстати, перебивать — не всегда плохо, иногда очень полезно. Например, когда цель — остановить слишком длинный спич.

Но как правило, если вы перебиваете, скорее всего вы не слушаете и не слышите. Вы в своих мыслях, а не в мыслях собеседника или просто терпеливо ждёте своей очереди сказать.

Для чего надо слышать

В любой коммуникации есть цель, все говорят не только о чём-то, но и зачем-то. Если вы считаете, что цель — донести свою точку зрения, то, скорее всего, вы ошибаетесь. Вам для чего нужно доносить эту свою точку зрения? Чтобы кто-то что-то сделал? Вам нужно, чтобы за этим разговором последовало какое-то решение, действие — это и есть цель коммуникации.

Если мне нужно, чтобы мой любимый муж починил розетку, то цель — не донести полезность исправной розетки. Цель — сделанная розетка.

Так-то все просто, а на деле начинаем говорить: иди, сделай, телефон заряжать в другой комнате неудобно, когда же ты её сделаешь и т.д..

Чтобы он услышал, надо сперва услышать его

Когда мы понимаем, какая цель у конкретно этого разговора, появляется вопрос: как сделать чтобы цель была достигнута?

Логика тут простая, надо услышать человека, чтобы понять его планы и что он об этом всём думает. Именно так мы можем разобраться, где он думает иначе и что нужно, чтобы он сделал то, что от него ожидают. Он буквально сам вам скажет, где ваши позиции расходятся и как это починить.

В нашем примере следовало бы поговорить с любимым мужем и понять, какие у него сейчас планы, и что он вообще думает про неработающую розетку :)

Возможно, он хотел вечер с вами провести, у него романтическое настроение, а вы тут с какой-то розеткой, о которой он и думать не хочет. Конечно он вам откажет, цель не будет достигнута и вечер с вами, возможно, тоже будет испорчен. Или, может, у него уже есть представление, когда и как он её сделает. У него ведь тоже есть какое-то мнение по вопросу розетки, понимаете? :)

В этом случае как раз и есть эффективная коммуникация, это именно она. Ты встраиваешься в состояния, планы и интересы партнёра и можешь на них влиять.

Звучит слишком просто, но почему так не все делают, а?:))

Когда вы внимательно слушаете партнёра, он чувствует себя понятым и услышанным. И вот тут уже вы будете во всеоружии.

  • У вас гораздо больше инфы о том, что для собеседника важно.
  • На руках вся его аргументация по вопросу, который вы обсуждаете.
  • Вы лучше понимаете его интерес в этом вопросе и его мотивацию.
  • Вы гораздо лучше понимаете, стоит ли продвигать свою позицию.
  • Вы понимаете как нужно говорить чтобы партнёр принял нужное вам решение/совершил действие.

В итоге у вас больше возможностей чтобы прийти к нужному результату.

Видите, сколько пользы! Никаких особых тайных знаний, никаких платных вебинаров — просто слушать ушами и думать головой:)

Используя этот подход, я гораздо меньше сталкиваюсь с сопротивлением в диалоге и гораздо легче нахожу точки соприкосновения, что приводит к нужным решениям.

Спасибо, что дочитали до конца! Если материал вам понравился, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на канал — я продолжу рассказывать о работе, зарплате, взаимоотношениях компаний и сотрудников и обо многом другом))

Другие материалы по теме:

«Старички» перебьются

Как распознать красную компанию ещё на собеседовании

Как говорить про деньги на собеседовании