На Руси бубонная чума называлась «мор железной», лёгочная- «мор каркотов». Название «чёрная смерть» появилось только в ХIХв, впервые это словосочетание упоминалось в стихах Симона Ковинского в 1350г. В период эпидемии 1346-1351гг чумные трупы быстро чернели и выглядели как обугленные, отсюда пошло название «черная смерть».
Эпидемия чумы, след которой можно найти в литературе, была не первой, возникшей на континенте. До этого ее удар пришелся на Египет и Азиатские страны, в этот раз, основной удар пришелся на Азию, Евразию, Северную Африку.
Великий голод 1315-17гг, привел к ослаблению организма населения.
Пик эпидемии пришелся на 1346-1353гг, повторные вспышки наблюдались до ХIХв. Скученность городов, религиозный фанатизм с умерщвлением плоти, идущая столетняя война и беженцы, сопутствующие ей, все это сыграло определенную роль в распространении эпидемии. Умерщвление плоти, пропагандируемое церковью, предполагавшее отказ от жизненных удовольствий, куда входили купания и уход за собой, усугубило положение. Блохи с одинаковым вниманием относящиеся и к крысам, и к людям, переносили чуму от одних к другим. Антисанитария улиц, при которой мусор и нечистоты утилизировали из окна, являлась настолько обыденным явлением, что статуты городов предписывали специально предупреждать об этом действе криком: «Поберегись!» Есть курьёзное предположение, что шляпы с широкими полями появились вследствие этой практики выливания нечистот из окон домом, дабы предохранить голову и одежду. Нечистоты стекали в реку, из которой брали воду для приготовления пищи и хозяйственных нужд.
До чумы в ХIIIв уже прошлись по городам Европы оспа и проказа. От этого особо пострадали Ломбардия, Голландия, Франция, Германия. Лепрозории, где лечились заболевшие проказой, назывались известным ныне словом «лазареты»(lazaretti). Прокаженным было предписано ходить с колокольчиком, чтобы предупреждать о своем бедственном состоянии.
Есть предположение, что начало пандемии чумы положило миграция сурков, зайцеобразных и других грызунов с гор поближе к жилью человека вследствие голода. В Азии сурки считались деликатесом, а их мех использовали для украшения одежды. Из Азии по Великому Шелковому пути чума устремилась в Европу.
По другой спорной версии из дневника Габриэля де Мюсси, чуму в Европу из осажденной Каффы завезли генуэзцы. В 1346г факторию генуэзцев в Каффе осадили войска хана Джанибека. В то же время в монгольском войске началась чума и предприимчивый хан приказал забрасывать в Каффу трупы умерших. Обе стороны, обессиленные болезнью, остались при своем. Монголы отступили, генуэзцы отплыли на родину, разнося чуму по всему пути следования. И так ловко это у них получилось, что 90% европейского населения почили в бозе, хотя некоторые считают эту цифру преувеличенной. Сицилия потеряла треть населения. Из последних жертв- «трусливый герцог сицилийский» Джованни Рандаццо, тщетно пытавшийся скрыться от болезни в замке Сент-Андреа. Многие города обезлюдели вследствие вояжа генуэзской команды. Тогда же появилось понятие «карантин»: команду запирали на судне на сорок дней для того, чтобы удостовериться, что люди здоровы. Кончили генуэзцы плохо. Их корабль не приняли в родном городе и он вместе с немногочисленной командой и трупами в трюме погиб в морской пучине.
Города и деревни вымирали полностью. В Италии порядки были особенно жестокими. Если в доме оказывался хоть один больной, специальные команды забивали дверь, чтобы не допустить распространения заразы. И запертые в доме здоровые люди умирали если не от чумы, то от голода.
Доктора не справлялись с болезнью. Раньше считалось, что все болезни возникают от миазмов-неприятных запахов. Отсюда и облачение Чумного доктора(Medico della Peste): длинный, чаще кожаный или тканный с водоотталкивающей пропиткой, плащ до пола, перчатки, шляпа и особая маска с «клювом», в который закладывали пропитанную камфорным или другими маслами ветошь или пахучие травы, чтобы предохраниться от вдыхания миазмов и не заразиться. Еще они носили с собой посох, с одной стороны, чтобы не прикасаться руками к больным и чтобы определять, жив пациент или наоборот. Такое же облачение, по предположению, могли носить санитары и сборщики трупов. Это облачение и сопутствующий пандемии страх отразились в костюме Чумного доктора.
Впоследствии эта маска появилась на карнавалах: то, что смешно, уже не страшно.
Впоследствии, в 1619г Шарль де Лорм предложил единый костюм докторам, боровшимся с чумой. До этого каждый одевался, как мог.
Пандемия оставила после себя память не только в литературе, но и в скульптуре. В память о незахороненных умерших по всей Европе установили «Чумные столбы».
Чумной столб (Марианский столб) — распространённый в странах Центральной Европы тип религиозного памятника: стоящая посередине городской площади колонна, как правило, в стиле барокко, на которую водружена статуя Девы Марии. (Википедия)
Чумные столбы устанавливались в знак благодарности за прекращение чумного поветрия, мора. Поэтому Богоматерь могли окружать подобающие святые: св. Рох, заразившийся чумой исцеляя больных, св.Варвара, покровительствующая умирающим, св.Себастьян, св. Франциск Ксаверий, св. Карл Борромей. Прообразом Чумных столбов послужила колонна со статуей Девы Марии 1614г в Риме, но подобные памятники известны с Хв раннего Средневековья.
А в наше время чума осталась только в литературе(«Декамерон» Дж.Бокаччо, «Маленкие трагедии»Пушкина), скульптуре и страшном костюме Чумного доктора. И хорошо бы, чтобы так и оставалось.