Найти тему
Рыжий рыцарь

Загадка скифских "гермошлемов"

Гермошлем - шлем от скафандра. Со времен еще античных скифов, VI-VII
века до н. э. до нас дошли каменные изваяния из Прикубанья, на которых изображены фигуры вот в таких головных уборах:

Из Куцеволовки
Из Куцеволовки
Из станицы Манычской
Из станицы Манычской
Ставропольский музей
Ставропольский музей
Из станицы Воровсколесской и Зеленчука Мостового
Из станицы Воровсколесской и Зеленчука Мостового

Выше показаны их отрисовки. Археологами подобные головные уборы интерпретируются как шлемы. Довлеющая версия гласит, что это, скорее всего, шлемы так называемого "кубанского" типа, распространенного у ранних скифов. Одним из основных маркеров "кубанских" шлемов (названных так потому, что значительная их часть происходит из Кубани, хотя находили их далеко на востоке, вплоть до Алтая) служит гребень, идущий от лба к затылку. Гребень этот четко прослеживается на большинстве из показанных головных уборов. Но, в отличие от сохранившихся шлемов, головные уборы на статуях не имеют лицевого выреза в виде двух полукружий с небольшим наносником. Зато некоторые из них имеют четкие "науши". Которых опять-таки нет на физических сохранившихся шлемах, которых обнаружено довольно много. В 90-е насчитывалось 19 штук (хотя и не все обнаружились на Кубани, многие - других скифских и сакских поселениях), а к нашему времени наверняка нашлись и еще, просто я про них пока не знаю...

Вот сохранившийся бронзовый шлем такого типа со Старокорсуньского городища, примерно этого же времени:

-5

Высота — 18,7 см, длина — 23,7 см, ширина — 15,7 см, высота шейного выреза — 2,7 см, размер петли 3,2*1,1 см, диаметр отверстий по нижнему краю — 0,7-0,9 см. Вес шлема — 1,87 кг.

Вот фото другого такого же шлема:

-6

Этот отличается только наличием дополнительных горизонтальных ребер жесткости, идущих вдоль висков.

-7

Многие шлемы кубанского типа имеют четко различимые отверстия по ободу - либо под бармицу (что более вероятно), либо - под вшивной подшлемник. Но ни первого, ни второго не обнаружено, что говорит о том, что бармица была, скорее всего, из органических материалов. Возможно, войлок (толстый войлок рубить трудненько), возможно, пластинчатая, ламеллярная или ламинарная защита низа головы и шеи из толстой кожи.

Либо по такому принципу:

Фото чисто для демонстрации вероятной конструкции бармицы. Это реконструкция, разумеется, ГОРАЗДО более позднего славянского шлема, отстоящего от скифского времени на полторы тысячи лет
Фото чисто для демонстрации вероятной конструкции бармицы. Это реконструкция, разумеется, ГОРАЗДО более позднего славянского шлема, отстоящего от скифского времени на полторы тысячи лет

Либо по такому:

Конечно, шлем японский. А вот на способ подвески бармицы-сикоро у японцев эксклюзивных прав нету...))
Конечно, шлем японский. А вот на способ подвески бармицы-сикоро у японцев эксклюзивных прав нету...))

У шлемов со скифских "каменных баб" иногда прослеживается штриховка, идущая примерно от уровня глаз, что может трактоваться как стилизованное изображение бармицы. Но вот есть нюанс: во-первых, на всех статуях (по крайней мере, из опубликованных в этом источнике, с которым я сейчас работаю) головной убор охватывает голову полностью. Там есть подбородник, из-за которого изображения вызывают стойкую ассоциацию с кольчужным капюшоном-койфом средневековых европейских рыцарей. Но у скифов раннего Железного века никаких кольчуг не имелось, кольчугу изобретут в Западной Европе кельты лет на триста позже того, как высекут из камня эти статуи. В основном у скифов на доспехи (металлические) шла бронза, а бронзовая кольчуга... Гм, есть много более дешевых способов эффектно самоубиться))

Кроме того, даже если это койф:

-10

Он показан совершенно цельным, что никак не сочетается с гребнем на макушке. Хотя науши, кстати, в этом случае могут быть, привесные. Скорее для красоты, нежели несущие утилитарную функцию защиты. Скифы были народом с большим художественным вкусом, любили стильные художественные вещи и прекрасно умели работать с мягким металлом.

И еще один странный нюанс, на который совершенно не обратили внимания ученые, писавшие по этим изображениям научные работы. У них у всех полностью открыт лоб - что нонсенс для любого шлема (кроме, может быть, мориона). Но морион - крайне специфическая штука из позднего Ренессанса, у него есть поля, и предназначен он для строевого пешего боя. Солдат в морионе характерным способом пригибал голову и "набычивался", устремляя на врага длинную пехотную пику...) Но это я, конечно, уже сильно забежал в сторону.

Поэтому другая версия гласит, что "шлема", по крайней мере, на манычской и куцеволовской статуях - никакие не шлема вовсе. Скорее всего, это кожаные капюшоны вроде башлыков - башлык в степи штука крайне нужная, там только летом тепло, а в другие времена года ветра дуют такие холодные, что уши на скаку отваливаются.

Не исключено, что верхняя часть такого капюшона-"койфа"-башлыка делалась из толстой "дубовой" кожи, исполняя функции эрзац-каски, каскета. Для красоты или дополнительной прочности крепился гребень в виде бронзовой полоски, а сбоку привешивались бронзовые науши.

Источники:

1. И. В. Яценко, "О времени и причинах исчезновения "кубанских" шлемов в скифской культуре Северного Причерноморья и Северного Кавказа".

2. И.И. Марченко, "Шлем «кубанского» типа со Старокорсунского городища № 2"