#HRбабаЯга #организационноеразвитие #оценкаперсонала #HRсосмыслом #личность #когнитивныеспособности #характер #HRбезкупюр #изнанкаHR
Почему их так много в IT? Почему с акционерами/предпринимателями с этим характером не просто одним, и так легко другим, но никогда не посерединке?
Шизоид или замкнуто-угубленный характер уже названием своим объясняет, почему ему трудиться с языками программирования легче и с техникой проще, чем с живыми людьми — понятные им алгоритмы, которые они могут просчитать. Люди тоже (внезапно!) алгоритмы, только для просчёта которых требуется выглядывать наружу. А им, шизоидам, в этой «наруже» не очень-то и интересно, ибо внутри там целый мир, сложная концепция. Представители этого харакетра — айсберги, лишь верхушки которых мы можем увидеть.
Концепции у шизоидов всегда глобальные масштабные зачастую (т.к. шизоид, всё-таки, инфантильный характер) гуманистические идеалистические. Им неинтересно перевести одну старушку через дорогу — им как минимум нужно создать систему, позволяющую всем старушкам в мире безопасно переходить на любом светофоре в самый лютый трафик.
Это люди идейные, которые всегда ориентируются на свои ценности. Поступаться ими они не будут. Никогда! Это тоже важно учитывать при найме сотрудников с этим типом характера. Сейчас в практическое прикладное русло переведу эти описания — станет понятнее, почему ставлю такие акценты.
Сложнее Шизоидов только Мозаичные характеры, однако в мотивации Мозаик всё предельно просто: операционная рутина сразу в минус их опрокидывает. Там, где есть понятный очевидные алгоритмы просчёта, методологии, им не интересны. Проблемы, задачи, челленджи, решения которых на поверхности энтузиазма не вызывают.
Шизоиды же в зависимости от своей концепции, которую они реализуют могут делать и творческие, и рутинные требующие монотонии задачи. HR’ы из ИТ-компаний проводят бесконечное митапы, конференции, форумы — как же мотивировать команды разработки. Странные и бесполезные мероприятия: у меня ощущение, что они просто тусоваться собираются. Когда ты оценил команду, когда ты знаешь, с кем ты работаешь, такими глупостями как хождение по митапам, ты не занимаешься.
Для шизоидов их Идеи (с большой буквы И) так же осязаемы и важны (а иногда поболее), чем вещи из материального мира. И сколь материалистичным приземлённым (в хорошем смысле слова) предпринимателем вы бы ни были, но если ИТ является важной составляющей вашего бизнеса, то внедрение Ценностей, формулировка Миссии и формализации Идей и Смыслов «а чего ради» — всё это важно.
Затык на старте в чём? Эпилептоидность даёт нам скорости — кандидаты с эпилептоидным радикалом структуре личности соображают побыстрее, скорость нервных импульсов больше, а Истероидность, например, даёт глянцевую картинку — способность и умение презентовать себя в лучшем свете. Шизодность же, как бы написать просто, но корректно, мозгов добавляет, интеллекта — это люди интеллектуально выразительные, помешанные на области своих интересов.
Эпилептоиды быстрые эффективные, но агрессивные, Истерички эффектные, но глупые, а Шизоиды интеллектуальные, но в лучшем случае не умеющие презентовать свою экспертизу, а по большому счёту и вовсе не воспринимающие никого, кто не соответствует их внутренней планке уровня интеллекта, поэтому относятся с большой долей снобизма и скепсиса к интеллекту HR’ов, которые их пытаются интервьюировать.
Займусь наукой — обязательно сделаю корреляционное исследование, как соотносятся модели трудовой мотивации с характером. А пока опираюсь на свой эмпирический опыт, показывающий, что вы можете нанять, переманить команду разработки вдвое дороже, или втридорога даже заплатить, но выхлопа не будет соответствующего. Почему? Потому что Идейные, и мотивация Идейная. Если мэтчатся, совпадают глобальные цели вашего бизнеса с идеями потенциального сотрудника, то придя в компанию, он будет денно и нощно писать код, забывая иногда поесть. Да, такое бывает, если правильно команду мотивированную формировать. И разработка идёт с удвоенной скоростью.
Вот и получается, что они замкнутые. И концепцию свою они не готовы развернуться перед первым встречным. Особенно если этот встречный HR: «что с него взять» — в смысле ума не добирает. На уровне интервью не сможет большинство доковыряться до сути этих людей.
Но если гора не идёт… То! Ещё раз, для тех, кто в танке: Ценности, Миссия, Идеи и Смыслы. Сформировали? Умнички! А дальше мы их транслируем во вне. И кандидат сам понимает и принимает решение — мэтчится оно с той концепцией, которую он реализует. Или не мэтчится. Для вас слово Идея — пустой звук, для Шизоидов — это важно.
Отсутствие таковых компенсировать может только личность конкретного Технического директора или Тимлида, транслирующего то, что Шизоидам откликается.
Помню кейс, когда в одно CRM-агентство брендовые HRы ни одного кандидата довести не могли, потому что у чёрта на куличках, да по низу медианы рынка, а я им 18 тимлидов живьём пригнал за 1,5 месяца. Далее по воронке 6 офферов и 2 выхода. Уже не пишу про разрабов и прочих.
Нет в IT-рекрутинге ничего специфичного и сложного. Знаешь, кто в большинстве трудиться в IT-сфере, знаешь, как привлечь, знаешь, как мотивировать. Так что IT-рекрутеры overpriced-специалисты, которые цену себе набивают стенаниями о сложности привлечения разработчиков. Трудиться HR с пролетариями на производстве или с sales — куда более сложная и менее благодарная работа. Впрочем, это лирическое отступление.
Мы поняли, что либо у компании совпадают смыслы и ценности и IT’шники вовлечены, либо нет — тогда у нас просто дорогая разработка, в которой очень формальный подход к делу, на уровне итальянской забастовки. И вы можете сколько угодно придумывать карьерные треки с индивидуальными планами развития, системы денежных бонусов за скорость проектов, гонять HR’ов по митапам — бестолку.
___ ___
С привлечением и мотивами разобрались. Давайте особенности поведения в конфликтах разберём. С любым другим типом характера при увольнении можно договориться. (Или при необходимости запугать. Даже Эпилептоида, и того можно додавить. Но я этого не писал.) А вот Шизоид — единственный тип психики, который вы не продавите. Более того, если не сумеете выйти миром из конфликта, то заработаете себе большие репутационные потери. (Конфликтуют они только по ценностным вопросам — это важно! Из-за фигни типа, например, ИТ-диреткора мудака привёли, Шизоид просто скажет: «Идите нахуй!»)
Потому что шизоиды — люди делом своим крайне увлечённые, благодаря интеллекту они быстро приобретают необходимые знания и опыт, и их Экспертность становится очевидной, а авторитет по разным не только узкопрофильным вопросам столь силён, что в глазах обывателя в споре Задрот (сотрудник) VS Буржуй (акционер) — правда будет на стороне сотрудника.
Ещё и стереотипное мышление, от которого никто из нас не избавлен, работает. И сколько бы потом фаундеры технологических стартапов не пытались привлечь сильных экспертов, козыряя объективными показателями деятельности компании — реноме на рынке уже будет сформировано. Для этого может хватить одного отзыва.
___ ___
Недавний пример из консультативной практики, когда фаундер одного агентства недвижимости вывел Директором по маркетингу свою подругу, желающую избавиться от команды предшественника. Та, не стесняясь открытых дверей, громко информировала: «У меня сегодня ресторан, мы с подругами на дорогом БМВ приедем. В платьях. Красивые. А он мне тут нервы портит. Уволь его сейчас же! Он вообще никто!»
У меня в этот момент в голове бегущей строкой: «Понятно, почему выпиздили тебя из * — с таким отношением к людям». Можно считать человека странным, можно считать его неподходящим для себя подчинённым, можно думать, что продуктовый маркетинг — это не то, что сейчас нужно бизнесу. Но вот это её «никто», в полной мере характеризует её ценности — она на БМВ, поэтому она КТО, а он без БМВ, поэтому он НИКТО.
Для сотрудника же, слышавшего всё ввиду отсутствия дверей, наоборот: она никто, потому что как маркетолог не состоятельна, даже с риэлторами (с людьми внутри) прокоммуницировать не смогла — чуть не разогнала всех эффективных. Что уж говорить о коммуникациях во вне. В его системе ценностей кто/никто определяется, как раз таки, профессионализмом, экспертностью, увлечённостью своим делом.
А в этом эпизоде, действительно, дама не понимает, где понты имеют смысл, а где лучше рот держать закрытым. Очевидно, маркетинг, коммуникации — это не её. Ибо у сотрудника началось бешенство. И если бы директриса заткнулась на словах про уволить, то можно было бы идти и о чём-то договариваться с человеком. Он бы ответил: «Не больно-то вы мне и нужны». Вместо этого пришлось фаундеру, жутко боящемуся криков в офисе, отстёгивать неадекватные деньги. Откупаться иначе говоря. По ценностям задели же.
___ ___
Акционеры с этим типом характера такие же партизаны. Иногда сами себе злобные партизаны. Вобьют в голову какую-то тему. И никакими аналитиками и бенчмарками не выбьешь.
Вот пример недавний очень наглядный — лучше всяких академических теорий покажет вам модели мышления и модели поведения. Акционер бизнеса регионального много лет работал с Директорами по персоналу. Среднестатистическими. Так как рынок этот у нас в стране возникал стихийно, поэтому нет даже на специальности «Управление персоналом» в ВУЗах нужных знаний, прикладных к профессии, разве что кроме блока кадрового делопроизводства. А в работе нужна жуткая солянка из психологии личности, социальной и организационной психологии, экономики (труда), анализа и статистики.
Не нравилась ему история с ни шатко ни валко идущими процессами в блоке. Но он полагал, что все HRы на ранке не умны — со многими общался: шило на мыло менять толку не станет. Подключил он консалтеров из брендовых компаний — ребята ему дали рекомендаций из умных книжек, коих прочли они в несметных количествах, а насколько применимы рекомендации к специфике регионального бизнеса, строившегося когда-то на коленке, и так же криво не по-западному масштабированному на миллиардные обороты, они не учли. Собственник опять не сэтисфайд. Эти, консалтеры, книжек много умных прочли, а думать не хотят.
Весной 19-го читал я лекцию по оценке персонала, и он, будучи в Москве, по рекомендации пришедший в аудиторию, конечно, увидел родственную душу, так как в моём Полифоническом характере выражена Шизоидность. Т.е. Шизоидам нужна глубина, они хотят от тех, с кем работают, такую же степень задротства — это именно то, что их подкупает. Даже если сами они этого не осознают. Это, с чем они могут работать на -1 уровне. Запомнили? Запомнили.
Занялся любимым делом: выпиливал лишних людей, людей бесполезных и вредных, пока операционную рутину в регионе его директриса по персоналу делала. Пришло время её менять, а сам на нудную операционку ехать не хочу — не для того из Сыктывкара в Москву приехал, чтобы опять куда-то в регион уезжать.
И тут у акционера возникает теория, что вот дорогие (для региона) HR’из крупных компаний, они-то как раз такие же глубокие, мыслящие: «Никит, покажи мне. По фиксу 500 + столько же в КПЭ».
Издержки моей профессии — это необходимость делать порой мартышкину работу, только чтобы развенчать иллюзии. Ты показываешь людей, которых хочет акционер? Показываешь. А на душе-то всё равно гадливо от того, что знаешь — между хотелками и нуждами вооот такая пропасть. И акционер тратит своё время попусту, и кандидатов срываешь аж в другой город на очные финальные встречи спойлерами поработать.
И так каждый раз, приводя ему человека, на чей профиль он пальчиком ткнул: «О! Гляди, что в резюме пишет — это оно. Хочу пообщаться». Привёл кандидата, а сам думаешь: «Вечер боли и унижений объявляется открытым».
Спрашивает кандидата про Адаптацию персонала, а ему отвечают, что всё давно автоматизировано. Есть специальные приложения.
Акционер ожидает, что ему сейчас расскажут, какие стадии в адаптационный период психика проходит, какие вопросы имеет смысл задавать в первый месяц, а какие бессмысленны, как понять в короткий срок, что топ-менеджер будет эффективен, что внедрять в эту адаптацию — каким контентом наполнять эти самые адаптационные программы.
Т.е. для него как для Шизоида важны Содержание и Осмысленность. А ему это дать не могут, и он выходит с обратной связью: «Это какая-то тётка. У меня уже 20 лет такие до тебя работали — херню всякую на испытательном сроке спрашивали. Но хотя бы за бесплатно, а эта предлагает за эту же херню ещё и провайдерам деньги платить».
С кандидатами он тоже не церемонился, задавая вопросы в лоб: «А зачем вам это дополнительное образование в HR, если вы базовых вещей не знаете». Ответы в стиле «Я практик, а не теоретик» у Шизоидов тоже не прокатывают. Он хочет осмысленности — если человек, что-то делал на предыдущем месте, то он должен знать почему у него это там получалось, и почему может не получиться в других условиях, а не так, что пальцем ткнул в небо, и вроде работает.
Проделали с ним это замечательное упражнение в виде карусели из столь желанных, но ненужных бизнесу кандидатов. Повторил я в сотый раз, что рынок стихийный — поэтому кого здесь только нет. И прозрачной корреляции между ценником, компанией и профессиональным уровнем не будет. И что надо ориентироваться на Личность кандидата.
Полифоник типа меня на операционку скучную ему точно туда уже не нужен — я системные затыки решил. А вот Шизоид такой же как он даст ему и увлечённость своей профессией, и глубину (душевную/духовную), и интеллект. В итоге вывели нужного ему человека.
(Это даёт вам объяснение, почему некоторые топ-менеджеры, несмотря на свой профессионализм, не смогут сработаться. Например, шизоид-Операционный директор не сможет трудиться под началом Гендира-истероида — он его не будет воспринимать всерьёз, для Шизоида Истерики — это поверхностные дурачки. И это (не всегда осознаваемое) неуважение будет меж строк проскальзывать. На первых порах Истерик себя в лучшем свете преподносит и влюбляется в экспертность Шизоида. Но потом и влюблённость быстро проходит, и Истерик чувствует, что его в хуй не ставят. Учитывайте, пожалуйста, если хотите не только собрать сильную команду, но и удерживать её.)
____ ____
А как Шизиод может работать с людьми, если он по определению на себе замкнут — возникает вопрос.
Шизоид это всегда про Концепцию, про Идею, которую он реализует в этом мире. И если эта идея предусматривает включённость в человека, то Шизоид будет прокачивать те когнитивные навыки, например, тот же Эмоциональный интеллект (да, это совокупность когнитивных способностей), получать те знания, тот опыт, которые ему необходимы для реализации своей Концепции.
Это не всегда точные науки. Это может быть Скульптура, и Шизоид знает всё обо всех статуях, даты, географию перемещений, чем вдохновлялся автор, и в каком настроении он делал пальцы, а в каком — лицо фигуры. Мода, и он знает всё о том, в какой день, в каком городе Эрнест Бо уловил смесь каких ароматов и вдохновился на создание духов.
Или музыка. Любимую с детсва Céline в качестве картинки размещу.)
HR, бессмысленный и беспощадный: ОЦЕНКА на входе. ЧАСТЬ 5. Шизоиды.
23 августа 202323 авг 2023
6
12 мин