Безопасности автопилота
может помешать…
человеческий фактор.
Что произойдёт, если человеку внезапно придётся взять на себя управление автоматизированным транспортным средством, ‒ например, в чрезвычайной ситуации? Команда из Университета RMIT (Австралия) провела исследование серии научных статей на тему того, как опыт и три типа отвлекающих факторов (работа, социальные сети и отдых) влияют на реакцию водителя.
Сегодня автоматизация транспортных средств насчитывает пять уровней. 1 и 2 из них уже являются общими благодаря таким функциям, как удержание полосы движения, автоматическая парковка и круиз-контроль. Более совершенные из подобных машин – то, что мы подразумеваем, когда говорим «беспилотные автомобили» – в настоящее время проходят испытания и пока не доступны широкому потребителю. Однако подумать о безопасности их эксплуатации нужно уже сейчас.
«При автоматизированном вождении уровней 3 и 4 водителю-человеку все равно придётся реагировать в чрезвычайной ситуации, взяв на себя управление транспортным средством, ‒ рассказывает о сути исследования ведущий его автор доктор Ненг Чжан. ‒ Эти данные являются отправной точкой для регулирования и могут привести к принятию законодательства, основанного на данных, которое гарантирует, что водителям будет предоставлено достаточно времени для быстрого и безупречного реагирования на чрезвычайные ситуации».
Используя симуляцию автоматизированного транспорта 3 уровня, учёные проверили скорость и эффективность взятия управления ТС на себя участниками эксперимента в случае чрезвычайной ситуации.
«Мы просили их писать деловые электронные письма (рабочее состояние), смотреть видео (развлекательное состояние) и отдыхать с закрытыми глазами (состояние отдыха)», ‒ говорит Чжан.
Оказалось, что все эти задачи ухудшают подхват управления и приводят к небольшому периоду ухудшения качества вождения, что, как известно, на дороге чревато очень серьёзными последствиями. Хуже всего экстренный переход к управлению машиной проходил после отдыха, затем шла работа, а вот соцсети, на удивление, причинили меньше всего вреда.
Помимо отвлекающих факторов, в исследовании учитывался опыт водителей с упором на молодёжь, и оказалось, что молодым водителям экстренный перехват управления дастся особенно трудно.
В настоящее время команда изучает, как стимулировать бдительность водителей и повысить их эффективность в перехвате управления, а также то, какие конструктивные решения можно применить производителям авто. Впрочем, есть предел тому, чего можно достичь при разработке и проектировании автономного транспорта.
Исследователи подчёркивают, что прежде, чем внедрять автоматизацию 3 уровня, нормативное регулирование должно решить проблемы отвлечения внимания, обеспечения бдительности и соответствующего опыта. Ненг Чжан утверждает, что властям категорически необходимо начать разработку политики, регулирующей ответственное использование автоматизированных ТС.
Исследователи считают свою работу полезной не только для Австралии, поскольку индустрия роботизированных автомобилей растёт и рынки сбыта разбросаны по всему миру. В пример они приводят положение дел в своей стране: хотя Национальная транспортная комиссия и определила нормативную базу для беспилотных машин, всё же некоторые её элементы вроде надлежащего обучения водителей, лицензирования и обязательств ещё рассматриваются.
По материалам АРМК.