Найти в Дзене

Сергей Захаров. Последний полет

Он был генерал. Настоящий.

Генерал –майор. Но говорил так, что у меня всякий раз диссонанс: «Здравствуй, Олеженька! Зуленьке – низкий поклон…»

Разве генералы так говорят?!

… Тяжелый Ил-76 пролетел над нами так низко, что отчетливо виден номер. Гул мотора как реквием в упавшей над кладбищем тишине…. Замолкает военный оркестр… Даже ветра не слышно. В знойном небе ни тучки, оно в нежных красках голубых и белых тонов… Таких, как всегда любил он…

Улетел. В последний полет.

Незримо поднялся на крыло самолета и на любимом Иле отправился в вечность. Оставил на земле красивое, еще молодое тело, одетое в генеральский мундир, своих товарищей, семью, друзей… Все заботы, которые ранили его беспокойное сердце…

Душа его предстала прямо пред очи Бога. Наверняка.

Наверняка они знают друг друга, подумалось мне в тот момент. У пилотов, кажется, есть преимущество перед всеми другими людьми – они мелькают перед Господом часто, так что тот верно знает их всех в лицо.

Ну, этого точно знает! И заранее определил дальнейшую загробную жизнь, отведя место в раю, пусть командует там эскадрильями, полками и дивизиями бессмертных человеческих душ! Он отлично делал это на бренной земле, так люди сказали…

Кто-то из родных выйдет к нему навстречу. Окликнет: «Сережа»… Точно так, как сказал одноклассник и давний друг
Олег Журавлев: «Прощай, Сережа! Мне будет тебя не хватать…»

Генерала Захарова впервые в жизни я увидела… растерянного. На генерала совсем не похож, подумала. Был он в момент знакомства совсем не бравый. А муж говорил: настоящий, прошел Афган и Чечню… Командовал целой дивизией…

Разрушил Сергей мои шаблонные представления о генералах, удивляя потом своей речью, обходительностью, мягкостью и совсем не генеральской манерой общения.

Надо сказать, момент для знакомства был неординарный. Он появился у нас зимой, потому что нужно было спасать восьмилетнюю внучку. В Оренбурге, где живет семья, у девочки диагностировали рак. Рак головы. И сказали: нужна операция, опухоль растет не по дням… Он, пользуясь знакомствами и авторитетом, «выбил» квоту в Тюмень. Рекомендовали: здесь живет светило. Надо ехать в нейрохирургический центр к Суфианову, он делает такие операции…

Олег встретил Захарова с семьей на вокзале. А накануне через моих друзей мы договорились с самим Альбертом Акрамовичем, что он лично будет оперировать Аню…

За время пути больной девочке стало хуже. Суфианов в это время находился в Швейцарии, а генерал, его дочь, зять, все близкие - в шоке… Мы, надо сказать, тоже.

Аню сразу положили в реанимацию. Сделали КТ, взяли анализы… Опухоль выросла.

Доктор Суфианов был в Тюмени утром следующего дня. Прилетел в пять, в восемь встал за операционный стол.

Он уже знал, что это вовсе не рак. У девочки случилось нагноение молочного зуба, гной поднялся до головного мозга и залил его так, что она падала в обморок… В Оренбурге поставили неверный диагноз.

Зуб в Тюмени Ане удалили, гной откачали , раны промыли, ввели антибиотики, через несколько часов после операции она уже хорошо кушала и смеялась…

«Что это все татары в Тюмени так всполошились?» – шутил Альберт Акрамович, когда генерал пришел к нему на первую встречу. А у генерала – переоценка ценностей. И ясное понимание, что было бы, если… Доктор сказал: еще несколько часов, и могло бы случиться непоправимое…

Я слышала, как Настя, мама Ани, рассказывала, что после истории с внучкой Сергей стал верующим. Такое потрясение…

Он уже во время вечерней встречи, когда мы вместе решили поужинать, благодарил неустанно бога. И меня – за помощь… Вместе мы радовались как дети, что все так благополучно кончилось. Что квота нашлась, что в Тюмени есть Суфианов, что операция вовремя… Что успели. Что не рак… Что мир не без добрых…

Потом частенько без всякого повода генерал звонил: «Олеженька, низкий поклон Зуленьке… Спасибо ей!» Мы вновь восхищались: внучке долгие лета…

Никогда и не думали, что так коротка будет жизнь самого генерала! Что уже через год с небольшим придется провожать нам его в последний полет…

Из литературы хорошо помню высокие слова, которые про офицеров: славный сын Родины, настоящий защитник Отечества, выдающийся человек…

На прощальной церемонии сказано было столько эпитетов, что их хватило бы на целый полк: монолитная личность, несгибаемой воли воин, верный солдат… Патриот. Сердечные слова признания от тех, для кого он отец-командир, учитель… Пример. Герой…

О нем и пишут на сайтах «Герои Отчества».

Многие СМИ Оренбургской области и Приволжского федерального округа сообщили о безвременной смерти генерала Сергея Александровича Захарова, соболезнования семье прислали губернатор Паслер и генерал Шаманов из Государственной Думы…. На прощании собралось столько генералов и полковников, других офицеров, словно в Оренбурге военные сборы самого высокого уровня…

Он приглашал нас в свой город. Город, в котором провел часть жизни. В который возвращался. Из которого отправлял самолеты в разные точки земного шара.

Мы приехали…. И он показал нам Дворец культуры, ставший памятником архитектуры, в нем город прощался с ним, монументальный храм, в котором его отпевали, улицу Володарского, по которой прошли с ним в траурной церемонии… Дом Правительства, где проходили поминки. Кладбище, где упокоились оренбуржцы, принимавшие участие в СВО…

Он показал нам, что такое похороны с генеральскими почестями, что такое настоящая дружба, когда все всё бросают и едут на последний поклон…

О нем говорили так тепло и так искренне, что снова рвали все стереотипы и все шаблоны… И сердце – на части…

Я все время думала о том, что судьба подарила мне однажды встречу с необыкновенным героем, скромность которого не позволила увидеть все величие его блистательной личности… И не та была ситуация…

А надо было спрашивать и спрашивать его обо всем: о красивой, как сказал он, работе в военной авиации, о тяжелых днях в Афганистане, о работе в Степанакерте, о боевых вылетах на Кавказ… О жизни в разных званиях: прошел офицерский путь от лейтенанта, и, наверняка, шел бы дальше, если бы не горе-реформаторы в армии…

Он и должности занимал ступень за ступенью (командир корабля, эскадрильи, полка, дивизии)… Как признался сам: все очень просто…

А еще о личном: о первой школе, о семье… Семье, в которой родился третьим - после двух сестер. И где очень любили его, гордились… Где мама Зоя делала возможное и невозможное, чтобы сделать сына счастливым…

Где были верные друзья. Лыжи. И школа в Кетово, где он – первый красавец, все девчонки от него без ума…

Единственное, о чем я бы не стала спрашивать – о том, чем он был занят в последнее время. Генерал, сказала жена, часто ездил хоронить тех, кого привезли с СВО. Крепкое сердце офицера плохо реагировало на такие проводы. В мае случился инфаркт…

Операция в Питере была неудачной. Шунтирование, замена аорты… Три часа жизни после этого… И – домой в Оренбург, грузом 200. К тем, кого он недавно провожал как воинов.

Он и лег рядом с ними – с теми, кого так жалел.

Говорят, в свое время, когда в стране все разваливалось, он сумел сохранить любимый 117 полк, и военно-транспортная авиация многим обязана генералу…

Как смог это сделать? Как?

Себя сберечь Сергей не сумел.

Понимаю: необычный был генерал – с сердцем… А сердце – оно ранимое.

… Где-то в кетовской школе должна появиться парта Героя, парта Сергея Захарова. Надо, чтобы появилась. Пусть курганские мальчишки и девчонки, подрастая, знают, каких людей – выдающихся, героических, рождает их родная земля…

В Оренбурге его именем назовут самолет – так сказали боевые товарищи… О нем, обещали, будут написаны книги…

Какой-нибудь юноша, прочитав книгу, скажет: я тоже стану таким… Все же просто – это сказал сам генерал…

И будут в книге страницы про курсантские будни, про службу в Литве, про Тверь, где он был командиром дивизии…

И обязательно – про любовь. Потому что есть еще те, кто хранит к нему самые высокие чувства, живые с тех самых далеких времен, когда он был безусым мальчишкой и звали его просто Сережа…

Для тех, кто хочет знать о нем больше:

Захаров Сергей Александрович, родился 17.01.1960 года в д. Дубровное Мишкинского района Курганской области. Окончил среднюю школу в селе Кетово Курганской области в 1977 году.
Гвардии генерал-майор авиации, старший группы генеральных инспекторов Центрального военного округа, летчик-снайпер.

В 1981 году окончил Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков, прошел путь от помощника командира корабля до командира 12-й военно-транспортной авиационной дивизии. Ветеран боевых действий в Афганистане.

Его заслуги отмечены орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, «За военные заслуги», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, 16-ю ведомственными медалями.

Многие годы службы Сергея Александровича были связаны с Оренбургской областью. Он командовал 117-м военно-транспортным авиаполком, в 2018 году избран председателем Совета ветеранов полка.

Продолжая службу в группе генеральных инспекторов ЦВО, Сергей Захаров делился своим богатым опытом с подчиненными и уделял много времени патриотическому воспитанию молодого поколения.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10