Найти тему

Как летает вертолет

Как летает вертолет

Подъемная сила и тяга для поступательного движения у вертолета создается с помощью несущего винта. В работе несущего винта вертолета и воздущного винта самолета есть много общего, но имеются и отличия. Сравни­вая их работу, можно заметить, что при одинаковой мощности двигателя тяга несущего винта вертолета всегда больше, благодаря тому что диаметр несущего винта вертолета во много раз больше диаметра воздушного винта самолета.

Как брать ключи в поход видео

Тяга несущего винта в значительной степени зависит от его диамет­ра и числа оборотов. Так, при увеличении диаметра винта вдвое тяга его уве­личивается приблизительно в 16 раз; при увеличении числа оборотов вдвое — примерно в 4 раза.

Несущий винт вертолета обладает исключительно важным свойством -— способностью создавать подъемную силу в режиме самовращения (авторота­ции) в случае остановки двигателя, что позволяет вертолету совершать безопасный планирующий или парашютирующий (вертикальный) спуск и посадку.

При висении и при вертикальном подъеме несущий винт (ротор) вертолета работает подобно воздушному винту. При поступательном полете ось его вращения наклоняется вперед и он работает в режиме косой обдувки (рис. 7.8).

Скорость движения лопасти относительно воздуха неодинакова. Она меньше у оси вращения и больше у конца лопасти и, кроме того, меняется в зависимости от положения лопасти по отношению к направлению полета. Так, при вращении винта скорость лопасти, движущейся вперед, слагается из скоростей от ее вращения и поступательного движения вертолета. Для лопасти же, движущейся назад, скорость будет определяться разностью между скоростью от вращения винта и от поступательного движения верто­лета.

Из-за меньшей скорости у лопасти, движущейся назад, будет меньше и подъемная сила. Чтобы этого не произошло, с помощью автоматиче­ских устройств увеличивают ее угол атаки для сохранения равновесия. При остановке двигателя в воз­духе вертолет переходит на режим авторотирования. В этом случае винт-ротор вращается без подвода мощности в результате действия аэродинамических сил. Последние обеспечивают необходимую тягу ротора и поддерживают его враще­ние. Но величина аэродинамичес­ких сил зависит от многих факто­ров. Основной из них — направле­ние обдувки ротора воздушным по­током. Для обеспечения ав­торотации необходима определенная скорость этого потока (прямого или косого), т. е. вертолет должен пере­мещаться относительно потока. Вот почему для безопасной авторотирующей посадки вертолет должен иметь запас высоты.

Обтекание несущего винта вертолета воздухом
Обтекание несущего винта вертолета воздухом

Рис. 7. 8 Обтекание несущего винта вертолета воздухом: а — режим косой обдувки; б — пропеллерный режим.

Уравновешивание реактивного момента тягой хвостового винта
Уравновешивание реактивного момента тягой хвостового винта

Рис. 7.9. Уравновешивание реактивного момен­та тягой хвостового винта.

Двухвинтовые вертолеты
Двухвинтовые вертолеты

Рис. 7.10. Двухвинтовые вертолеты: а — соосной схемы; б — продольной схемы; в — поперечной схемы.

По числу несущих винтов современные вертолеты принято классифици­ровать на одновинтовые, двухвинтовые и многовинтовые.

Вам не нравится погода на Балтийском море? Подождите 15 минут, будет хуже видео

Наиболее распространена одновинтовая схема. Кроме несущего, одно­винтовой вертолет обычно имеет хвостовой винт. Основное назначение хвос­тового винта состоит в том, что он гасит реактивный момент, который стре­мится развернуть вертолет в полете в сторону, противоположную вращению несущего винта. Чтобы понять это явление, представим себе человека, плы­вущего на плоту (рис. 7.9). При попытке развернуть плот он стремится повер­нуться в сторону, противоположную направлению движения весла.

Для того чтобы вертолет в полете не вращался, необходимо приложить к нему такой же момент, как и к несущему винту, но противоположного на­правления. Такой момент относительно центра тяжести вертолета и создает основной винт. Момент равен произведению силы на плечо, поэтому хвосто­вой винт стараются расположить в хвостовой части вертолета на возможно большем расстоянии от его центра тяжести, с тем чтобы увеличить плечо приложения силы, развивае­мой винтом.

Схема сил, действующих на вертолет при горизонтальном полете
Схема сил, действующих на вертолет при горизонтальном полете

Рис. 7.11. Схема сил, действующих на верто­лет при горизонтальном полете: А — плоскость вращения винта при висении; Б — при гори­зонтальном полете.

Вторая функция хвостового вин­та — путевое управление вертоле­том. Это достигается путем измене­ния установочных углов лопастей хвостового винта, приводимого во вращение из кабины пилота с по­мощью ножных педалей. С изме­нением углов установки меняется тяга рулевого винта и нарушается равновесие реактивного момента и момента тяги хвостового винта, действующих на вертолет, что поз­воляет поворачивать вертолет в нужном направлении.

Двухвинтовые вертолеты под­разделяются на несколько подгрупп.

К ним относятся вертолеты соосной схемы (рис. 7.10, а), при которой на од­ной оси расположены один над другим два несущих винта, вращающихся в противоположные стороны; вертолеты продольной схемы (рис. 7.10, б) с рас­положением несущих винтов на концах фюзеляжа; вертолеты поперечной схемы (рис. 7.10, в) с расположением двух несущих винтов на крыле.

При двухвинтовой схеме вертолета реактивные моменты одинаковых несущих винтов взаимно уравновешиваются, потому что винты вращаются в противоположные стороны с одинаковой скоростью (поэтому на таких верто­летах нет хвостовых винтов).

Горизонтальный полет является основным режимом полета вертолета, так как он обычно занимает наибольшую часть времени полета. Необходимая тяга для поступательного горизонтального или наклонного движения верто­лета создается наклоном плоскости вращения винта. При этом соответ­ственно наклоняется и равнодействующая аэродинамических сил R на винте. В горизонтальном полете вертикальная составляющая силы R дает подъем­ную силу У, уравновешивающую силу тяжести G, а горизонтальная состав­ляющая — тягу Р для движения по горизонту, уравновешивающую лобо­вое сопротивление X вертолета (рис. 7.11).

Мой туристический рюкзак для походов за кладами видео

Теги : модель планера, модель корабля. модель яхты, поделки с детьми, как сделать своими руками, поделки своими руками, запуск модели планера с помощью леера