Найти тему
Киберпоп ТВ

Нет благоговения перед причастием

  • «К причастию нужно приступать со страхом Божьим и верою. Но что делать, если нет этого страха и веры? Теоретически я знаю, что хлеб и вино ― это кровь и тело Христа. Но поверить и принять это умом никак не могу. Регулярно хожу в храм, часто исповедуюсь, причащаюсь, но нет благоговения и нет ощущения незримой благодати. Нет осознания, что в этот момент внутри тебя пребывает Сам Христос. Что делать и как быть? Совсем не причащаться, чтобы не было недостойного отношения к святыне? Чтобы не причащаться в осуждение?»

Это лукавая мысль. Бес, он такой! Он Вам скажет: «Знаешь, что-то у тебя нет благоговения, нет какого-то ощущения, что это Христос, что это Его приобщаешься. Страха Божьего, веры нет. И вообще как-то ты подготовился плохо. Давай-ка отложим на другой раз и лучше подготовимся вместе! Постараемся, и тогда причастимся».

Допустим, Вы послушаете. Вроде благочестивая мысль. Что плохого? И вот он вместе с Вами начнет готовиться: будет курировать, чтоб Вас прямо пробрало хорошенечко, и отойдет, чтобы Вашей молитве не мешать. Еще будет и помогать, как Ангел Хранитель. Вы хорошо подготовитесь, со слезами помолитесь, прямо с комком в горле покаетесь, всё прочувствуете по самое некуда, причаститесь в слезном состоянии, и скажете: «О! Вот так должно быть».

А потом бес в другой раз опять начнет Вам мешать. Скажет: «В тот раз ты хорошо подготовился, а в этот раз что-то халтуришь, плохо!» Раз помешает, два помешает, три, а потом скажет: «Давай вообще реже будем причащаться, так будет как-то благоговейнее!» Вы будете стараться. Потом он скажет: «Давай еще реже! Еще благоговейнее будет!» Потом уже и оно, редкое причастие, будет неблагоговейное. Он скажет: «Давай еще реже! Мария Египетская вообще всего два раза причастилась за жизнь. Давай отложим до смертного часа. Вот там, за всю жизнь, по-настоящему!» Его задача с пути истинного свести, чтобы Вы этого не делали, и всё! Не ведитесь на всё это бесовское! Хвост бесовский, рога и копыта торчат из этой мысли, между словесными пробелами торчат причиндалы бесовские. Так что не надо, не ведитесь на это!

Нет какого-то страха, нет благоговения, ну и что? Нужно, конечно, со страхом и верою, а страха нет, и это повод для страха. В какой-то момент перед Чашей Вы все равно можете сосредоточиться и сказать: «Господи, прости меня недостойную! Причащаюсь себе в суд и осуждение, но никто же не достоин. Прими и меня такой, какая я есть. Прости меня, Господи!» И вот с таким чувством приобщайтесь. Потому что если мы всё время будем вестись на наличие или отсутствие «чюйств», то ничего хорошего не будет.

«… Теоретически я знаю, что хлеб и вино ― это тело Христа. Но поверить и принять это умом я никак не могу». А это и не требуется. Мы сейчас будем раскладывать на молекулы и атомы всё то, что в Чаше лежит, и выяснять, а точно ли там ДНК Христа находится? Не нужно этого делать. Божественной благодатью там всё покрывается. По химическому составу атома, протона, электрона, нейтрона, то, что находится в Чаше, ничем не отличается по химическому составу от того, из чего мы состоим. Химия, таблица Менделеева, везде одинакова абсолютно. Так что не важно, что в Чаше на вид, цвет, вкус, запах. Это не кровь и не мясо, а хлеб и вино. Ну и что? А по благодати это тело и кровь Христа, и всё. Не надо никуда лезть и разбираться, каким образом там всё пресуществляется, превращается, но имеет вид такой. Веровать просто, что так оно и есть, и всё. Не мудрствуйте лукаво.

А то, что нет благоговения, нет незримой благодати, нет осознания того, что в это время в тебе пребывает Сам Христос ― это не от нас зависит. Если Господь даст нам утешение почувствовать это ― Вы почувствуете. Не даст ― не почувствуете. Вот и всё.

Здесь немножко похоже на то, как апостолы рыбу ловили: Христос спросил: «Поймали что-нибудь?». ― «Да нет. Всю ночь трудились, совсем ничего не поймали». — «А вы забросьте сеть справа от корабля!» — Они забрасывают, и вдруг вытаскивают полный невод. Вот так и Ваши чувства. Нет и нет, нет и нет, всю ночь трудились. Ночь ― это образ такой, то есть некий период жизни, когда нет никаких чувств. Нет ни благоговения, ни страха Божьего, ни слез, ни покаяния ― ничего нет. Сети Ваши пусты, а Вы трудитесь, дальше продолжайте, Христос в какой-то момент скажет: «Давай, еще разок!» Хоп! И вытащить не сможем. Вот так!

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.