Рубрика «Про любовь к себе от А до Я» Выпуск 29. ("Однажды в сказке", 1 сезон, 1, 20 серии).
О судьбе маленькой Эммы, которой суждено стать Спасительницей, темный маг Румпельштильцхен рассказывает уже в первой серии.
Когда Белоснежка и Прекрасный Принц приходят к магу, чтобы узнать, не грозит ли проклятие их ребенку, который вот-вот должен родиться, Румпельштильцхен сразу выкладывает все карты:
– Наш мир уже проклят. Расправа грядет. Вам не спастись! Скоро каждый станет пленником. Прямо как я. Да не так! Нашим стражем, вечным стражем, станет время. Оно замрет. И мы начнем страдать. нашей тюрьмой станет место, где всё, что мы так любили, всё, чем дорожили, отнимут у нас, где страдания будут вечными. И счастливой будет только Королева! Добру уже не победить.
– Что же нам делать?
– МЫ уже ничего не сделаем.
– Кто сделает?
– Твой малыш, который вот-вот родится... Наша единственная надежда – ребенок. Малыша надо спрятать... А когда ей будет 28, она вернется, она найдет вас, и начнется Последняя Битва.
Румпель не какой-то там замызганный маг мелкого пошиба. Мало кто будет сильнее его. И он знает, что говорит. Конечно, надежда на победу и спасение это не то же самое, что гарантия, но что-то уже предрешено: родится, вернется, найдет, будет биться. Достаточно ведь доходчиво?
Но вот малышка рождается, и с тем, чтобы ее спрятать, возникают трудности. Прятать придется в волшебное древо, способное защитить от проклятия и перенести в другой мир, а у него магии хватит только на двоих. Логично же предположить, что с новорожденной Эммой должна отправиться мать. Логично. Однако это задевает интересы другого родителя.
Отец Пиноккио, Джеппетто, хочет спасти своего мальчонку, и соглашается выстругать шкаф из волшебного древа только если Пиноккио займет второе место.
Голубая Фея говорит, что так не пойдет, ведь
"без мамы малышка пропадет. Кто ее защитит там? В мире без волшебства, кто наставит ее на истинный путь? Кто как не родная мать?!".
Голубая Фея верит, что очень важно обеспечить девочке защиту:
"Наша судьба в ее руках, только она сможет нас спасти!".
Сверчок туда же, говорит, что спасительница без матери пропадет.
Но зловредный старик (или любящий отец?) настаивает на своем. Так что в волшебный шкаф всё же отправляется Пиноккио.
Хороший способ, конечно, "спасти" сына: выбросить его через дерево в другой мир и повесить на него заботу о новорожденном. Но в принципе это в духе многих родителей: они очень любят перекладывать на детей свою часть ответственности (потом-то, конечно, начинается – да я ради тебя, да я для тебя всё, я из-за тебя от собственной карьеры отказалась, на себя забила, личную жизнь не устроила, во всем себе отказывала и т.д.).
Пиноккио еще ребенок. Сколько ему? Лет 6-8? Какой ему новорожденный? Он оказался в лесу да еще и впервые в жизни увидел самолет. Жуть же.
Отец взвалил на мальчика еще одну ношу: Пиноккио должен не только следить за Эммой, присматривать за ней, но и – главное – внушить ей веру, донести до нее мысль о том, что она родилась для того, чтобы стать Спасительницей. И если отказ родителей от Эммы еще как-то понятен (ну, всё-таки целый мир на кону, спасительницу надо спасать), то какого черта "папа Карло" так жестоко вышвырнул ребенка из своей жизни – очень большой вопрос. То, через что пришлось пройти мальчику, намного хуже того, что произошло с теми, кто просто остался в проклятом королевстве. Ну, память отшибло, ну время остановилось, но в целом все жили неплохо, в хороших домах, с нормальной работой, каким-то увлечениями, в бытовом благополучии. Они не выживали в лесу в чужом мире, не мыкались по детским домам, не переходили из рук в руки как ненужный хлам. Пиноккио этот груз не дотащил... бросил.
Эмме пришлось пройти через детские дома, приемные семьи, сомнительные отношения, раннее материнство и тюрьму. Да, печально, но в целом-то история не свернула с намеченного пути. Эмма вернулась, всех нашла, билась и спасла.
И вот что интересно: Фея говорила, что без матери малышка пропадет. Не пропала. Джеппетто говорил, что без присмотра Пиноккио малышка пропадет. Не пропала. Во-первых, потому что судьба ее такая, а, во-вторых, потому что не бывает задач с единственным решением (по крайней мере в жизни, про математику не знаю). Но этот факт часто игнорируют те, кто попадает в психологическую роль "жертвы": они начинают искренне верить в то, что выхода нет и ничего сделать нельзя. Поэтому к другим они подкатывают с такими фразами:
– Без тебя я пропаду, не справлюсь! Только ты можешь мне помочь! Кто как не ты?
– Моя судьба (исход дела, успех, проект – что угодно) в твоих руках! Только на тебя вся надежда!
Но, как показывает история Эммы (весьма правдоподобная с психологической точки зрения история, надо сказать), варианты есть. Не мать, так Пиноккио, не Пиноккио, так что-то и кто-то еще. Да, Эмме прошлось пройти через школу жизни, но, может именно благодаря этому она и смогла всех спасти? Это вполне справедливый вопрос, потому что спасительницами всё-таки не рождаются, ими становятся.
Лично я, когда слышу что-то вроде "Только ты, а без тебя никак!..", "Вся надежда на тебя!..", без угрызений совести выхожу из этих отношений, прерываю контакт или же предлагаю человеку (если он мне дорог) перестать разыгрывать драму. И знаете, удивительно, но сразу всё решается.