Помните, что все Божье. Даже дело милостыни. Даже убого, нищего подает нам Бог в знак помощи нам прежде всего. "Не труби перед собой" - гласит Евангельский ответ. А благодари за то, что Господь позволил совершить благодеяние и просящему, и своей душе.
Приписывайте ее Господу, говоря: “Твоим благословением, Господи, совершил я это” – ибо “не можете творити без Мене ничесоже”».
Помысла: "А так ли они употребляются? - не стоит. Этот вопрос оставьте на промысл Божий. "Даже если вам придет человек на коне, - как писал Димитрий Ростовский, - ты не знаешь его нужды, и ему подай, а как он уже употребит твою милостыню не ваше дело, ты за нее не отвечаешь".
«Если он и притворяется, – говорит святитель Иоанн, – то из-за твоего жестокосердия и бесчеловечности… Не будь судьей, а будь подателем милостыни. Она потому и называется милостыней, потому что мы подаем ее недостойным».
Есть еще милостыня в виде своего крова, но выше даже та, когда вы своей помощью сохраняете чью-то душу чистой, уберегаете от душевного вреда.
То есть у Господа даже разные степени за милосердие.
Кто-то бедным раздает, а кто обитель устраивает для нуждающихся. Единовременное добро от постоянно прибыточного добра большую имеет разницу,
Мы часто сетуем, вот бы нам кто подал, но милостыня - это даже не столько помощь, это благодарность за блага, что дает нас Создатель и готов быть хоть намного достоин Твоих благодеяний.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский, отдававший нищим, больным и приютам всё, что у него было, вплоть до собственной обуви и одежды, говорил: «Кто подает милостыню неохотно и с досадою, скупо, тот не познал своих грехов, не познал самого себя»
Помните, что милостынею и верою очищаются грехи. Уменьшаются скорби, получают помощь в исцелении.
Бывает так, что человек просит помолиться о нем, можно, конечно взять на себя такую ответственность, и помощь, но лучше делать это в Церкви. Ведь в этом месте бесы не отомстят за то, что пытаетесь душе помочь. Записочка, поданная в храм, искреннее, быть может, прощение и небольшое личное участие в нем в храме – будет как невещественный дар ему.
Если не хотите искушений, единственный способ, которым можно воспользоваться всем без исключения, это подавать милостыню за того, кому вы желаете помочь. Хотя, конечно, и в этом случае их не избежать. Милостыня за усопших вообще выше даже, чем за живых. Милостыне можно душу в Рай перенести.
Главное не торговаться с Богом: "Ты мне - я тебе".
В Ветхозаветную эпоху вообще относились к милостыне строго. В пятикнижии милостыня вообще вменялась в прямую обязанность. Закон Моисей гласил: "Если будешь землю засевать на земле, то не дожинать поле до края поля, когда начнутся плоды, бедному и пришельцу оставь это.
Или например: "Шесть дней засевай, а седьмой оставляй в покое, чтобы питались убогие из народа твоего, а остатками пусть питаются звери полевые".
Также Закон Божий разрешал входить в чужой сад и на чужое поле, чтобы поесть от плодов земли. Десятина, собранная за каждый третий год, отдавалась левиту, пришельцу, сироте и вдове. Ростовщичество вообще было строго запрещено, особенно для иноплеменников.
В каждый юбилейный (50-й) год все бедняки, рабы и наемники освобождались. У евреев существовала практика ежедневного сбора продуктов для бедных. Был и еженедельный сбор пожертвований. Более того, в храме Божием находилась комната, в которую складывались дары для семей, которые стеснялись брать милостыню при людях.
Но в то время это была внешняя праведность, в Новом же завете в Нагорной проповеди говорится, что милостыня должна подаваться с правильными мыслями и чувствами, то есть "так давать правой, чтобы не знала левая".
Другими словами, после совершения доброго дела нужно напрочь забыть о нем. Воздаяние же за милостыню будет от Отца Небесного, а не от людей: На страницах Нового Завета встречаются призывы «помнить нищих»
Если посмотреть на святых, то они вообще были нестяжательными, раздавали все все имущества и следовали за Христом. Особенно в этом деле отличился святой Иоанн Златоуст.
Он того, кто дает милостыню сравнивает со священником Христа. Если в Святом Причастии священник подает ближнему хлеб и вино, претворенные в Тело и Кровь Господни, то милостивый мирянин, подающий хотя бы чашу холодной воды нищему, становится священником Христа, ибо делается питателем людей. Удивительная мысль, правда?
Он ставил милостыню напитать алчущего Христа гораздо выше тех, кто воскресает мертвых важнее именем Иисусовым «Там ты благодетельствуешь Христу, а здесь Он тебе».
А вот какая мысль его страшна само высотой:
Хочешь ни от кого, кроме Бога, не зависеть, спрашивает Златоуст. И отвечает: тогда проси себе у Бога нищеты. «Будучи нищим, если у кого и попросишь, то только хлеба или одежды». И тогда будешь как птичка Божия – свободно витать в небесах…
Милостыня даже выше девств. Пять юродивых дев, имея девство, без милостыни не спаслись (под елеем Господь имел ввиду именно милостыню).
И даже не размер подания ценит Господь а намерения. Можно и просто холодную воду подать жаждущему. Слова Христовы были похожими на те, что даже холодная вода давшая вами не потеряет награды. "Посмотри - говорит, - вам даже дров для этого не нужно будет тратить, чтобы подогреть воду, достаточно и холодной".
Две лепты достаточно, чтобы вспомнить об этом.
В Царстве Небесном нет ни одного жадного и скупого потому, что милостыня открывает нам двери в Царство Небесное.