Сцена порки изображена на фресках Виллы Мистерий (итал. Villa dei Misteri), одной из вилл за стенами Помпей, лучше всего сохранившихся при извержении Везувия в 79 году н.э. Она помещена там, где центральная фреска переходит к южной стене. Мы видим крылатую женскую фигуру, которая замахивается розгой или кнутом. Справа от нее — жертва, полунагая женщина, которая припадает к коленям сидящей фигуры, подставляя спину для удара.
Можно встретить множество объяснений того, что же происходит на росписях, которые дали название вилле. Надписей и других источников, поясняющих смысл происходящего, не сохранилось, а значит — простор для интерпретаций очень велик.
Наиболее правдоподобной мне кажется версия о том, что фрески изображают посвящение в дионисийские мистерии. В древности Дионис, Вакх или Бахус, вопреки современному расхожему представлению, был не просто богом вина, но и прежде всего божеством вдохновения и религиозного экстаза. С его культом были связаны мистически-оргиастические празднества, смысл которых со временем упростился и выродился. Связанное с именем божества слово «вакханалия» сейчас воспринимается как синоним разгула и беспорядка. Но изначально речь шла о мистических оргиях. Празднества в честь Диониса пришли с Востока через Грецию и распространились сначала на юг Италии и Этрурии, а ко II веку до н. э. — по всей Италии и в Риме.
В этой связи можно вспомнить другую, более раннюю фреску, созданную еще не римлянами, а загадочными этрусками. Их цивилизация населяла в I тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова. Фреска дала имя гробнице, в которой ее обнаружили — Гробница Бичевания или Гробница Порки (итал. Tomba della Fustigazione). И гробница, и росписи датируются 490 годом до н.э. Фреска сохранилась довольно плохо, но даже несмотря на утраты, ее сюжет различим. По всей видимости, на фреске изображен половой акт между женщиной и двумя мужчинами, которые бьют ее розгой и ладонью. По одной из версий, эта сцена имеет ритуальный характер. А само изображение было апотропеическим — то есть должно было отогнать от гробницы злых духов.
Согласно схожей интерпретации, на фреске Виллы Мистерий изображена посвящаемая в таинства культа. Основные темы этой сцены — пытка и преображение, ведущие к кульминации. По этой версии, крылатое божество может быть Айдос — богиня стыда и смирения. Слева же от нее на коленях стоит посвященная с посохом, вернувшаяся из ночного путешествия-инициации. Она тянется к некому священному предмету, покрытому тканью, возможно, фаллосу.
Порка действительно могла быть элементом инициации, посвящения. Один из самых известных примеров в античности связан со Спартой. Древнегреческий историк Ксенофонт упоминал, что спартанских мальчиков готовили к невзгодам и выживанию, заставляя воровать еду. Пойманных же неудачников нещадно пороли.
Известно, что к I в. до н.э., когда Спарта подчиняется власти Рима, спартанцы секли подростков на алтаре богини Артемиды Орфии (Ортии). Те же должны были выказать как можно меньше страдания, заставляя зрителей восхищаться их мужественностью. Знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон, посетивший Спарту, утверждал, что сам стал свидетелем подобного ритуала. По его словам, во время кровавого обряда мальчики хранили молчание, вплоть до того, что иногда испытание стоило им жизни.
Современные авторы часто пытаются увидеть в этих загадочных образах и практиках форму садомазохизма и БДСМ-практик. Но, очевидно, сакральный и мистический смысл здесь преобладал над эротическим. В то же время, в традиционных обществах и глубоко архаических традициях эротика и насилие зачастую неразрывно связаны между собой.
Больше текстов про необычные исторические сюжеты, историю и мифологию в кино и сериалах — в моем Telegram-канале Panfilov FM