Почему необходимо народное ополчение, и как работает комиссия по возвращению беглых, обсудили в прямом эфире программы «Вечерний политический канал» политический обозреватель издательского дома «Беларусь сегодня» Андрей Муковозчик и ведущий Кирилл Казаков. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Народное ополчение
Кирилл Казаков:
— Правы ли те, кто говорит, что скоро будет война? Сможем ли мы тогда отстоять суверенитет?
Андрей Муковозчик:
— Хочешь мира — готовься к войне. И это действительно так, готовиться надо каждую минуту.
Кирилл Казаков:
— В рамках подготовки создано народное ополчение. Ведь иногда резервов боятся не меньше, чем армии.
Андрей Муковозчик:
— Расслабляться нельзя: еще достаточно осталось мусора вокруг, который в любой момент может вылезти с взрывчаткой. Где он окажется — в каком детском саду или в какой больнице? Поэтому надо смотреть по сторонам, не быть безразличным, не жить по принципу «моя хата с краю, пускай там Батька с пропагандистами решает». Народное ополчение нужно самому народу.
Возвращаем беглых
Кирилл Казаков:
— Вы состоите в комиссии по рассмотрению обращений находящихся за рубежом граждан Республики Беларусь. Нам постоянно внушают, что никто не обращается. Это так?
Андрей Муковозчик:
— Не так, но об этом особо не говорим, потому что их там затравят. Они ведь находятся под жесточайшим прессингом. Мы ощущали эту травлю на себе — неприятно. Не все ее выдерживают. Захочешь вернуться — так тебя прибьют еще на пути к границе.
Кирилл Казаков:
— Ну вот пример Ильи Добротвора — может, не самый приятный персонаж, но он попытался уехать…
Андрей Муковозчик:
— Мы стараемся не называть имен тех, кто обращается, потому что от этого зависят человеческие судьбы. Среди заявителей есть такие, кто говорит: «Я знаю, что виноват, но вы мне скажите в чем». На комиссии мы даем совершенно точный ответ, возбуждено ли уголовное дело, избрана ли мера пресечения. А дальше решай сам, полная свобода.
Кирилл Казаков:
— Получается, юридический консалтинг.
Андрей Муковозчик:
— Именно. А есть те, кто идет внаглую. На человеке статей полный комплект: и бил, и поджигал, и участвовал в протестных чатах, и так далее. Сейчас просится обратно. При этом выясняется, что он продолжает публиковать в группах оскорбительные материалы по отношению к нашей стране, призывает к насилию и тому подобное. Возможно, они просто смотрят, насколько мы их проверяем. Нельзя исключать, что эти люди подконтрольны спецслужбам. Есть еще такие, кто не осознает ситуации и рассказывает свою историю, полную слез и соплей.
Кирилл Казаков:
— Мол, шел я за хлебом, вышел во дворик…
Андрей Муковозчик:
— Мы как государственный орган все равно должны таким отвечать. В любом случае на авось никто оттуда к нам не попадет. Но сам факт боязни нашими людьми, что в стране на волне возвращения беглых могут появиться экстремисты, многого стоит. Это говорит о том, что многое переосмыслено и мы на правильном пути.
Подготовил Кирилл Калечиц