Папиросы принято считать исконно русским изобретением. Первое подтвержденное документами упоминание о папиросах датируется 1844 годом. Изначально их делали вручную. Но и первый станок для скручивания папирос также появился в Российской империи в конце XIX века. Его создал инженер по фамилии Семенов.
Несмотря на российское происхождение, само слово «папироса» имеет иностранные корни. Дело в том, что в позапрошлом веке было принято давать всему новому и необычному названия на иностранных языках. Ведь в каждом уважающем себя доме, где жил зажиточный люд, детям с малых лет в обязательном порядке преподавали французский и немецкий языки. Реже – английский, испанский и польский. А знание молодым человеком трех и более языков вообще считалось чуть ли не обычным делом.
Так и появилось название «папиросы». Условно это слово можно перевести как «сигары из бумаги». Где первая часть слова взята от Papir (Paper) – что на многих языках переводится как бумага. А окончание слова взято от испанского обозначения сигар во множественном числе – Sigarros. Papir- присоединили к окончанию – ros, получили «папиросы».
Особую популярность папиросы завоевали в конце XIX века. Причем, продукция табачных фабрик Российской империи была известна далеко за пределами нашей страны. К примеру, табачная мануфактура Лейба Шерешевского (ныне – Гродненская табачная фабрика «Неман», Беларусь) за свои папиросы не раз завоевывала медали всемирной выставки курительных изделий, которая проходила в признанном центре моды – в Париже.
Годами позже золотых медалей в Париже и Амстердаме удостоились папиросы двух других российских табачных мануфактур – фабрики Попова и фабрики Асмолова. Папиросы «Сальве», выпущенные в Одессе на фабрике Попова, курили все красотки Европы. По крайней мере, так писали парижские газеты в начале XX века.
А фабрика Асмолова (ныне - ООО «Дж. Т. И. Донской Табак», Ростов-на-Дону) удостоилась официального статуса поставщика двора Его императорского Величества. Именно папиросы этой фабрики предпочитал император Николай II. Историки писали, что за день он мог выкуривать до 30 папирос.
В царской России папиросы было принято делить на три сорта – первый, второй и третий. Сейчас это сложно представить, но в 1914 году в стране выпускалось более 120 наименований папирос.
Любопытно, но уже в те времена в табачных лавках наряду с готовыми изделиями продавались папиросные гильзы – для самостоятельного наполнения табаком или махоркой. Табачные историки не называют точную дату появления папиросных гильз как самостоятельного изделия. Но считается, что произошло это практически одновременно с началом промышленного выпуска папирос.
Несмотря на то, что все фабрики в царской России были частными, торговля табаком контролировалась государством. И бюджет страны получал немалый доход от табачной промышленности в виде налогов и акцизных марок с папирос. Да-да, акцизные марки на табачные изделия были уже тогда. И не только в Российской империи, но и в других странах. Марки наклеивались на пачку так, чтобы ее невозможно было вскрыть, не порвав марку. На акцизе указывалась сумма, которую получает государство от продажи пачки папирос.
После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года все табачные фабрики были национализированы. Но это уже другая история…